В ТПП Нижегородской области обсудили профессиональные врачебные ошибки, юридическую ответственность и права врача

Новости

В ТПП Нижегородской области обсудили профессиональные врачебные ошибки, юридическую ответственность и права врача

26 мая 2010 года в ТПП Нижегородской области в рамках заседания общественного Комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при ТПП НО состоялась открытая встреча представителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и организаций Нижегородской области с представителями Пермского медицинского правозащитного центра (ПМПЦ) и Центра медико-правовой помощи Нижегородской региональной межицинской ассоциации (НРМА).

Во встрече приняли участие председатель общественного Комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при ТПП НО Владмир Игнатьев, руководитель Центра медико-правовой помощи НРМА Игорь Борисов, член Правления Нижегородского отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Владимир Деднев, а также главные врачи, юристы и специалисты центральных районных больниц Нижегородской области, частных медицинских центров Нижнего Новгорода, Бора, Дзержинска, представители страховых компаний.

Темами дискуссии стали понятие и виды юридической ответственности в медицине, нормативные источники медицинского права, уголовная ответственность медицинских работников, гражданско-правовая ответственность, административные правонарушения в медицинской сфере, дисциплинарная ответственность медицинских работников и должностных лиц лечебно-профилактический учреждений (ЛПУ), медицинские учреждения в арбитражном процессе, защита медицинских работников и ЛПУ по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также правила оформления документов с пациентами.

Директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых отметил, что принятие 28 июня 1991 года ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» послужило толчком к созданию страховых компаний, специализирующихся на медицинском страховании. Они начали формировать, как это происходит в цивилизованных странах, рынок платных медицинских услуг через добровольное медицинское страхование. В связи с этим в цепочке «потребитель медицинских услуг - исполнитель в лице медицинского учреждения» появился контролер качества оказываемой медицинской помощи и защитник прав застрахованных пациентов в лице эксперта страховая компания. Г-н Козьминых подчеркнул, что принятие такого закона породило новую правовую ситуацию. Впервые за многие десятилетия в Российском здравоохранении отношения «пациент - система здравоохранения» перешли из сферы административного права в область гражданско-правового регулирования. Пациент приобрел правовой паритет с другими участниками процесса медицинского обеспечения как равноправный субъект медицинского страхования. Таким образом, в медицинском страховании регулирование отношений «пациент - страховщик» и «пациент – медицинское учреждение как исполнитель медицинских услуг» реализуется на основе договора о страховании, предусматривающего права и обязанности участников этих отношений, а также, что крайне важно, их ответственность. По мнению Евгения Козьминых, это создало возможности защиты прав пациентов, а в связи с этим появились нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав граждан при получении медицинской помощи. К ним относятся Гражданский Кодекс (гл. II и VIII); Конституция РФ (ст. 41); закон «О защите прав потребителей» (гл. III); закон «Об охране здоровья граждан РФ» (раздел VI), а также закон «О медицинском страховании граждан в РФ» (ст.6,7), Постановление Правительства РФ № 27 от 13.01.96г. «Правила предоставления платных медицинских услуг населению МУ независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности». В Российской Федерации законопроект «О правах и безопасности пациента» был подготовлен еще в 1994 году, но по настоящее время не принят законодательной властью.

В связи с тем, что здравоохранение в настоящее время финансируется из нескольких источников, а оказание медицинской помощи осуществляется на договорной основе, у пациентов, получающих медицинские услуги, в случаях причинения вреда их жизни и здоровью, появилась возможность предъявления жалоб, претензий и судебных исков к медицинскому учреждению и медработникам. По словам Евгения Козьминых, появился новый аспект защиты прав граждан в виде возмещения материального и морального ущерба, нанесенного пациенту во время оказания ему некачественной медицинской помощи. Это право закреплено следующими законами: ГК ст. №№ 1064-1101; закон «О защите прав потребителей» (ст. 14-17); закон «Основы законодательства в РФ об охране здоровья граждан» (разд. 12 ст. 66, 67, 69); а также ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» (ст. 6). Результатом изменений гражданско-правовых взаимоотношений между пациентами и исполнителями медицинских услуг стало значительное увеличение числа конфликтов между вышеуказанными субъектами договорных отношений. Так, в отношении врачей-стоматологов, по данным статистики, процент исков в 1974 году составил 1,74 % от общего количества экспертиз, а в 1997 году вырос до 17,8 %. В 2000 году в российском судопроизводстве находилось около 4 тыс. только уголовных дел в отношении врачей, а в 2002 году 601 дело, из которых 73,2% связаны с некачественным предоставлением медицинской помощи. Из рассмотренных в 2002 году удовлетворено 21б судебных исков на сумму 5,4 млн. руб. В первом полугодии 2003 года 86% судебных исков подано самими пациентами. Г-н Козьминых подчеркнул, что в настоящее время страховые медицинские компании (СМК) в силу ограниченной подачи информации о своих возможностях и функциях как защитника прав застрахованных не выполняют истинную роль по контролю качества и объема медицинской помощи. У застрахованных нет информации как о выборе СМК, так и о том, как она может защитить их права.

По данным председателя юридического комитета Санкт-Петербургского отделения Российской медицинской ассоциации Евгения Никитина, в городе с 1997 по 2001 годы количество судебных исков от пациентов к медучреждениям по поводу дефектов в лечении увеличилось в 2 раза. Причем 15% исков подается необоснованно, что подтверждено заключениями бюро судебно-медицинской экспертизы.

Г-н Козьминых отметил, что изменения законодательства, внедрение рыночных отношений в деятельность ЛПУ, растущая правовая грамотность пациентов, ведущая к увеличению количества исковых заявлений и судебных процессов с участием медицинских организаций и непосредственно работников здравоохранения свидетельствуют о насущной потребности квалифицированного юридического обеспечения деятельности ЛПУ. Привычная неосведомленность практических докторов в вопросах современного законодательства приводит к произвольной трактовке многих юридических фактов, ежедневно встречающихся в их деятельности, и, как следствие, к беззащитности ЛПУ в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов. Такое положение еще больше осложняется введением в гражданское законодательство так называемого принципа генерального деликта, или презумпции вины. Данный принцип означает, что вина медицинского учреждения, в котором произошло осложнение или по каким-либо причинам не достигнут требуемый результат лечения, предполагается изначально. Если такое изначальное юридическое предположение (презумпция) не будет грамотно опровергнуто в судебном процессе самим ответчиком (медицинским учреждением), то его вина считается установленной. Именно поэтому уникальная специфика «врачебных дел» требует применения особых юридических навыков, позволяющих грамотно анализировать имеющиеся в деле медицинские факты, сочетать знания права и медицины, в случаях судебного разбирательства привлекать юристов, имеющих второе, медицинское образование.

Сегодня можно говорить о комплексной отрасли российского законодательства, которую и называют правом в медицине. Последнее находит подтверждение в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, включающем в себя самостоятельную отрасль - законодательство об охране здоровья граждан. Следовательно, «медицинское право» - это система нормативных актов (норм), регулирующих личные, имущественные, организационные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам и проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. В это понятие входят также морально-этические принципы, которыми каждый медицинский работник должен руководствоваться во взаимоотношениях с больными, коллегами, представителями смежных профессий и общественностью.

В медицинской среде может сложиться парадоксальная ситуация, когда необходимость проведения сложных оперативных вмешательств, внедрение новых медицинских технологий в клиническую практику, использование современных методов инструментальной и рентгеновской диагностики может привести к тому, что врач из опасения быть обвиненным в совершении врачебной ошибки в случае неблагоприятного исхода его профессиональной деятельности может отказаться или уклониться по тем или иным причинам от проведения сложных медицинских манипуляций. Количество неблагоприятных, нежелательных последствий, возникающих в результате любого рода как сложных, так и простейших медицинских манипуляций и процедур (ятрогений), растет на 0,2% в год. 30% ятрогений вообще не распознается при жизни, а 60% ятрогений связаны с ошибочными действиями персонала.

По словам г-на Козьминых, врачебные ошибки всегда имеют стоимостное выражение. В действующем Гражданском кодексе предусмотрены нормы, необходимые для организации и осуществления корректной правовой защиты имущественных интересов медперсонала и учреждений здравоохранения в случаях возникновения их гражданской ответственности, вследствие причинения ущерба жизни и здоровью пациента, а также морального вреда ему и его родственникам. В настоящее время в Российском законодательстве существует около 25 статей гражданско-процессуального и уголовного кодексов, которые регулируют взаимоотношения между врачами и пациентами.

По итогам заседания участники пришли к выводу, что проведение подобных семинаров несомненно вносит значительный вклад в совершенствование качества оказания медицинских услуг населению Нижегородской области, улучшению работы ЛПУ всех форм собственности.

Пресс-служба ТПП Нижегородской области