Пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителя

Новости

Пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителя

В Магнитогорске организации, стоящие на защите интересов потребителя, - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Магнитогорске (Роспотребнадзор) в лице главного специалиста-эксперта Ольги Ковалевской и Объединение защиты прав потребителей г.Магнитогорска в лице председателя Владимира Зяблицева провели пресс-конференцию, посвященную Всемирному дню защиты прав потребителя. В пресс-конференции также приняли участие специалисты Магнитогорской ТПП и депутат Законодательного Собрания Челябинской области Сергей Евстигнеев.

Присутствующие отметили резкое увеличение потока потребительских жалоб с начала периода экономического кризиса. По итогам анкетирования, проведенного Обществом защиты прав потребителей, основное недовольство граждан вызывают уже не пищевые продукты плохого качества, как это было ранее, а некачественные услуги: финансовые, жилищно-коммунальные, медицинские, туристические.

- «Лидером» здесь, - подчеркнул Владимир Зяблицев, - стала коммунальная сфера. Жилищный кодекс наделил граждан правами собственника, при этом дал право принимать форму управления, содержание текущего ремонта и другие важные решения на общем собрании собственников жилья многоквартирного дома. Однако времена общих субботников и коллективной заботы о благополучии жилья давно прошли, все мы привыкли потреблять что-то готовое. Соответственно, реализация прав в жилищно-коммунальной сфере сводится к минимуму, а количество нареканий увеличивается.

Еще одной, сравнительно новой проблемой, по словам докладчиков, стало отсутствие потребительской грамотности при получении финансово-кредитных услуг. Кредитные ресурсы доступны для населения, пользуются высоким потребительским спросом, в то время как малая часть граждан готова к зрелым и ответственным отношениям с банками, - убежден председатель Общества.

Отдельной темой обсуждения на пресс-конференции стало принятие в декабре 2009г. Постановления Правительства РФ № 982, заменившего обязательную сертификацию продуктов пищевой и парфюмерной промышленности декларированием. Нововведение, призванное сократить количество административных барьеров для бизнеса и облегчить финансовую нагрузку, связанную с процедурой сертификации, может вызвать обратный эффект. Его следствиями могут стать возросшие потребительские риски и изменение картины конкуренции в бизнесе, - уверена Ольга Ковалевская.

По словам эксперта Роспотребнадзора, при замене сертификации декларированием ответственность за качество и безопасность продукции целиком возлагается на производителя. Чтобы обоснованно доказать качество, необходима собственная испытательная лаборатория. Не всегда предприятие, если речь идет о малом бизнесе, о начинающих предпринимателях, имеет возможность содержать такую лабораторию и привлекать к производственным процессам квалифицированных профессионалов. В то же время крупные бренды, зарекомендовавшие себя годами успешной работы, имеющие сертификаты, лаборатории, доверие потребителя, вероятнее всего, продолжат стабильное развитие.

- Более того, - отметила Ольга Ковалевская, - в апреле 2010г. ожидается резкое увеличение штрафных санкций за выявленные нарушений производства. Можно прогнозировать, что часть предприятий, оплатив штраф, будет вынуждена прекратить свою работу на рынке.

Анализируя стратегию вводимых в законодательство изменений, Владимир Зяблицев обратил внимание журналистов на рост отчуждения государственных механизмов регулирования по отношению к вопросам малого бизнеса и потребительского рынка. Иными словами, с одной стороны, бизнес получает все большую степень свободы, принимая вместе с тем постоянно увеличивающуюся ответственность; с другой стороны, потребитель должен самостоятельно ориентироваться на рынке, знать свои права и обеспечивать их защиту.

В завершение пресс-конференции Ольга Ковалевская поблагодарила СМИ за освещение проблем потребительского рынка.

Часто общественный резонанс, вызванный той или иной публикацией, имеет больший эффект для устранения неблагоприятных явлений на рынке, нежели применение штрафных санкций по отношению к отдельным предпринимателям.

                                                                                                                  Магнитогорская ТПП