Большинство расчетов между алтайскими и китайскими бизнесменами остаются долларовыми
Китай занимает первое место в списке стран-партнеров Алтайского края по объемам ввозимых из-за границы товаров. По данным за девять месяцев прошлого года, 48,5% всего импорта в край приходилось на товары китайского происхождения. Восточных партнеров в свою очередь привлекают возможности поставки из региона пищевой продукции и лекарств на натуральном сырье. По словам экспертов, большинство сделок с китайцами по-прежнему совершается в долларах. Бизнесу расчеты в юанях не интересны, поскольку страхование валютных рисков чревато издержками. Тем не менее начинать бизнес с Китаем в условиях кризиса крайне выгодно, считают некоторые специалисты. О возможностях и перспективах сотрудничества с восточными соседями рассказали эксперты Алтайской торгово-промышленной палаты.
Мировая фабрика
Несмотря на падение курса рубля по отношению к мировым валютам, в результате которого сделки с Китаем стали менее прибыльными для российского бизнеса, начать работать с китайскими партнерами именно сейчас — выгодно и перспективно, считает Ирина Хомутова, директор агентства маркетингового консалтинга. Российско-китайский рынок частично сократился по сравнению с прошлым летом. За партнеров, оставшихся лояльными, китайский бизнес пытается держаться и сам становится более открытым. Раньше попасть в число новых партнеров торговых гигантов было невозможно, чего не скажешь теперь. Получить контракт на поставки стало несравнимо проще.
Китайцы приглашают русский бизнес и делают все возможное, чтобы завлечь клиента, говорят представители компании-посредника между российским бизнесом и китайскими производителями. Рынок Китая стал более комфортен для вхождения: потерявшие клиентов компании готовы снизили требования к минимальным объемам заказов. Теперь это не обязательно вагоны китайских игрушек, мебели или фурнитуры. Договариваться с консервативными китайцами стало проще. Выгодные соглашения, заключенные сейчас, станут еще более комфортными для работы, когда курс рубля выровняется, говорят эксперты.
В Китае советуют искать выход из экономической ситуации внутри страны — с высокими ценами на скудный ассортимент и постоянным риском остаться без поставщика. Искать новые продукты и ниши, уникальные предложения дешевле и удобнее именно у азиатского соседа, на всемирной фабрике, где просто не может не продаваться то, что производится и продается где-либо в мире. Там делают все, начиная от одежды и заканчивая бытовой электроникой, станками, сырьем для наукоемких производств. Маркетологи считают, что компаниям, решившим расширять свой ассортимент, прямая дорога на Восток еще и потому, что там можно попасть в целые выставочные города — мебели, одежды, света.
«Если сейчас производитель захочет найти поставщика, к примеру сатина, у нас в стране, он потратит до нескольких недель просто на то, чтобы его найти. В Китае проблема другого характера — в выборе по качеству, цене, свойствам. Кроме того, уже нельзя говорить о том, что товар, произведенный в Китае, однозначно некачественный. Все опять-таки зависит от цены», — отмечает Хомутова.
Страна, особенно заманчивая для дизайнеров и архитекторов из-за широчайшего ассортимента для реализации идей, тем не менее осторожно оценивается опытными предпринимателями, работающими с китайским рынком. Они видят сложности в процедурах сертификации китайских товаров, затратах на выплату таможенных пошлин, угрозе нарваться на неблагонадежных поставщиков или купить некачественное, но дорогостоящее оборудование. Так, по факту Китай предоставляет российским покупателям гарантию на сложную технику, оборудование для бизнеса не более года. Тот же товар в Германии или США приобретался на более надежных условиях.
Тем не менее, как признают предприниматели, для большинства Китай остается возможностью заработать. Аналогичные по основным характеристикам товары там стоят в разы дешевле. Это предметы массового спроса, ориентированные на невысокий доход потребителя на сибирском рынке, не предъявляющего высоких требований к качеству.
Избавиться от посредников
Для многих алтайских компаний Китай по-прежнему закрытая тема, говорят маркетологи. Наиболее консервативные предприниматели, а на советский манер — спекулянты, зарабатывающие на вилке между ценой покупки-продажи, продолжают закупать, нередко те же китайские товары, но на оптовых рынках Новосибирска и с невероятно низкой маржой пытаются конкурировать в соседнем регионе. Это при том, что аналогичный товар в интернет-магазинах продвинутые покупатели без проблем приобретают гораздо дешевле. По сути, и кожаных диванов из Германии, которые предлагают новосибирские оптовики, и у дизайнерских ваз из Испании «ноги растут» нередко из той же мировой фабрики, говорят эксперты.
Может быть, поэтому предприниматели начали присматриваться к китайцам. Алексей Шеффер, директор компании, реализующей системы безопасности, рассчитывает увеличить прибыль минимум вдвое, если поменяет российского поставщика на китайского. По сути, дилеры систем безопасности в России перепродают мелким продавцам те же китайские видеорегистраторы и видеокамеры, или собирают их в России из китайских комплектующих. Поэтому, отказ от посредника не отразится на качестве продукта.
Одно из бийских научно-производственных предприятий рассматривает варианты приобретения в Китае сырья — химических реагентов для производства химвеществ специального назначения. В России их найти невозможно — нет производителей. Альтернативой остается Бельгия и Корея. Преимущество Китая в цене. Впрочем и качество по некоторым позициями выше, чем у их конкурентов. «Мы уже работали с их образцами и пришли к выводу, что в расход китайского сырья будет уходить меньше», — замечает Алексей Сивков, руководитель группы снабжения и сбыта. Риски остаются с сертификацией товара на таможне и перевозкой.
Пока предприниматели решают, стоит ли бояться подводных камней русско-китайского бизнеса или расширять границы поиском уникальных предложений. По мнению экспертов, старт бизнеса с Китаем именно сейчас, в условиях кризиса, принятие соответствующих рисков может вывести в лидеры рынка.
Яна Кабакова,
Московский комсомолец на Алтае