Капитал страны. Вот уже в течение пяти лет донскому региону удается сохранять динамику роста по объему экспорта местных компаний: соответствующие показатели выросли больше чем в 1,7 раза. Динамика положительного сальдо – более чем в два раза.
Пятые в России
В разговоре с «Капиталом страны» представители ТПП Ростовской области рассказали, что по объёмам несырьевого неэнергетического экспорта Ростовская область по итогам 2019 года оказалась на пятом месте по России. В частности, на 10% выросла численность экспортеров из предприятий малого и среднего бизнеса (МСП). Показатели внешнеторгового оборота перешли за отметку в 11$ млрд долларов США, положительного сальдо – за 5$ млрд долларов США.
Примечательно, что пандемия не помещала региону сохранить позиции по объемам экспорта на уровне первого квартала прошлого года: 1,9 млрд долл. США. При этом соседние по ЮФО регионы демонстрировали сокращение объемов экспорта. В среднем данный показатель составлял 12%.
Последствия пандемии в Ростовской области стали ощущать после апреля. Однако и при таких условиях донские компании рассчитывают на то, что положительная динамика экспортных операций по итогам года будет сохранена.
Комментируя ситуацию, президент ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк выразил уверенность в том, что большую роль в процессе восстановления экономики могут сыграть именно региональные экспортные предприятия.
В качестве подтверждения этой вероятности можно обозначить тот факт, что многие из этих компаний не только не остановили свою деятельность в период коронавирусной пандемии, но и продолжили активную работу. В частности, членская организация ТПП Ростовской области компания «Ростсельмаш» поставила перед собой серьезную задачу: выручить от экспорта в 2020 году 8-9 млрд рублей.
Когда помехи все-таки есть…
О позитивном настрое заявил и генеральный директор ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Валерий Мальцев. По его словам, компания рассчитывает, что удастся не только сохранить свои позиции по экспорту, но и, более того, улучшить их.
Однако, на этом пути могут возникнуть помехи, связанные не только с падением экономической активности из-за пандемии. Пересмотр мер господдержки на федеральном уровне, о которой говорилось еще в 2019 году, в сторону их сокращения весьма серьезно понижает уровень конкурентных преимуществ российского завода.
«Ранее работавшая программа компенсировала часть транспортных расходов на доставку при экспорте в дальние страны до 80%. После пересмотра – только 40%», - поясняет Валерий Мальцев.
Компания придерживалась политики по выстраиванию долгосрочных контрактов с зарубежными дилерами, предлагая им продукцию по конкурентной стоимости. Однако ситуация складывается таким образом, что на сегодняшний день вынуждены пересматривать цены в сторону роста, и поэтому вполне логично, что этот факт негативно сказывается на покупательском спросе. В качестве подтверждения можно привести показатели по сокращению экспорта на Ближний Восток и страны Африки: падение составило 18%.
В условиях конкуренции
Успех в развитии экспорта складывается не только из конкурентных преимуществ продукции. Большую роль играют понятные, эффективные и что немаловажно: долгосрочные меры господдержки. Если опираться на опыт Ростсельмаша, то участие предприятия в торговых войнах демонстрирует следующую закономерность: большинство стран, где наблюдается рост экспорта, придерживаются агрессивной и последовательной политики по поддержке своих производителей.
Что необходимо предпринять для полноценной конкуренции? Валерий Мальцев считает важной проработку некоторых мер господдержки. По его словам, существует необходимость их корректировки, благодаря чему российское сельхозмашиностроение сможет уверено себя чувствовать на зарубежных рынках и продолжать наращивать темпы экспорта продукции.
Бесценный опыт
Как и многим российским предприятиям ростовским компаниям в период пандемии удалось получить бесценный опыт. Показательный пример в этом плане демонстрирует еще один экспортер – членская организация ТПП Ростовской области ООО «Базис». Генеральный директор компании Сергей Малеев отметил, что в планах – развитие собственных представительств.
Из-за пандемии экспортеру пришлось отменить участие в шести зарубежных выставках. И тогда было принято решение активнее действовать для продвижения в интернете.
«В целом, стратегия компании остается неизменной: мы идем по пути открытия представительств в тех странах, которые нам интересны с точки зрения перспективы роста продаж. Опыт показывает, что имея представителя, продажи в стране становятся регулярными и системными», - заключил Сергей Малеев.
Господдержка
Что касается реальных действий по поддержке экспорта, то в разговоре с «Коммерсантом» представитель Минпромторга отметил, что дополнительные средства на поддержку экспорта продукции машиностроения будут направлены только на новый механизм субсидирования поставок в период коронавируса. По словам собеседника, предложения по выделению 10 млрд руб. на его реализацию были направлены в рамках формирования общенационального плана действий.
Суть в том, что на поддержку могут рассчитывать только те компании, кто не прошел отбор на субсидию в 2019 году либо находится в списке ожидания.
Как отмечается, в рамках логистической субсидии предприятия ведут борьбу за средства бюджета по трем группам: 48% объема субсидии сможет получить машиностроение, 45% — обрабатывающие отрасли (включая химпром и металлурги), еще 7% — остальные отрасли, в том числе и фармацевтика.
На сегодняшний день максимум по субсидии на одну компанию зафиксирован на уровне 500 млн руб., период поставок — с 1 февраля по 31 декабря 2020 года. Комментируя ситуацию, глава Минпромторга Денис Мантуров еще 10 июня заявлял, что за счет увеличения бюджета программы на 10 млрд, до 23 млрд руб., поставки за рубеж вырастут на 200 млрд руб. В 2019 году объем субсидии составлял 17,7 млрд руб.