Коммерсантъ FM. Пользователей соцсетей заставят верифицироваться, то есть раскрывать свои настоящие имена и род занятий. Речь идет только о тех, кто продает товары и услуги через свои странички. С такой инициативой выступила Торгово-промышленная палата. Там предлагают создать механизм блокировки аккаунтов так называемых серых продавцов, если они не зарегистрированы как физические лица или предприниматели. Решить вопрос с нелегалами попросили крупные игроки рынка, такие как Wildberries, Ozon, «220 Вольт» и другие компании.
Они отметили взрывной рост активности таких серых конкурентов в период пандемии, пояснил вице-президент ТПП России Максим Фатеев:
«Рынок электронной коммерции в России в 2019 году оценивается более чем $30,5 млрд. В денежном эквиваленте он вырос на 24%, а в ВВП более чем на 30% по отношению к цифрам 2018 года. То, что произошло на рынке электронной коммерции в связи с ограничением, связанным с пандемией, можно назвать всплеском. Естественно, был бум не только для белых игроков на этом рынке, но и для серых, черных. Все желающие заработать перешли в онлайн-формат, в том числе через социальные сети.
В итоге потребитель может получить, если он нарвался на серого или черного игрока, продукцию, которая не соответствует качеству и заявленным характеристикам.
У нее нет никакой гарантии, она может быть опасна для здоровья. Мы выступаем за то, чтобы ограничения, описанные статьей КоАПа о запрещении ведения деятельности без регистрации, распространялось на то лицо, которое пытается вести электронную торговлю через социальные сети. Не онлайн ответственен за это, а именно то лицо, которое вышло туда с той или иной продукцией».
Разговор даже не о выведении людей из серой зоны, налогов или отчислениях социальным сетям, а о том, что человек должен верифицироваться, должно быть написано, кто он, какие у него реквизиты.
Если у клиента возникнут проблемы, он должен знать, кому он может предъявлять претензии.
Вести коммерческую деятельность без рекламы невозможно. Есть, конечно, вариант попытаться работать только через сарафанное радио, но это будет малоэффективно. Я думаю, что если продавец хочет размещать рекламу коммерческих товаров, в первую очередь у него могут попросить верификацию. И сейчас уже человек проходит определенный фильтр, чтобы не пропускать то, что запрещено законом. Каждое объявление проходит практически ручную модерацию. Именно поэтому не бывает так, что ты запустил, и реклама сразу появилась — в некоторых сетях приходится ждать два-три дня. Соответственно, в данном случае будет еще одна возможность проверить, а был ли этот человек верифицирован или нет, и обработать эту информацию».
Насколько выросли онлайн-покупки в маркетплейсах
В Торгово-промышленной палате предлагают провести ревизию существующих нормативно-правовых актов, прямо или косвенно регулирующих сферу электронной коммерции, чтобы сократить избыточные требования и дублирующие положения. Тогда торговля в интернете станет полноценной частью экономики страны, считают в ТПП.
Светлана Белова
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4389878