РБК. COVID-19 скорректирует инвестпроекты в России

РБК. COVID-19 скорректирует инвестпроекты в России

РБК, Из-за коронакризиса российские компании могут сократить свои инвестиционные программы в 2020 году в общей сложности на 1,7 трлн руб., прогнозируют в инвестиционной компании InfraOne. По данным аналитиков компании на середину мая, крупный бизнес (главным образом представители нефтегазовой и химической промышленности) планировал урезать свои инвестпрограммы на 20% — с 3,9 трлн до 3,1 трлн руб. «Самые крупные сокращения инвестиционных программ на 2020 год ожидаются у «Газпрома», РЖД и «Роснефти»: на 216 млрд, 204 млрд и 200 млрд руб. соответственно», — говорится в отчете InfraOne.

При этом инфраструктурного сектора секвестр инвестиций коснется в меньшей степени, считают аналитики InfraOne: финансирование может быть урезано в общей сложности на 400 млрд руб. Сокращение инфраструктурных проектов с участием государства тоже будет незначительным, полагает председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза: «У государства есть необходимые ресурсы не только для сохранения инвестиционных программ, но даже для наращивания капиталовложений в основной капитал». По его данным, средства правительства РФ в Банке России сегодня практически не сокращаются и составляют более 11 трлн руб., это на 2 трлн руб. больше, чем было в 2019 году. Общую сумму государственных расходов на развитие инфраструктуры необходимо сохранить и даже увеличить, учитывая потребности антикризисного регулирования, считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Дмитрий Кувалин.

Выбор важного 

Напомним, что в апреле на совещании с участием президента РФ Владимира Путина был утвержден список инфраструктурных проектов, которые необходимо реализовать, несмотря на кризис; в их числе развитие БАМа и Транссиба, возведение транспортной инфраструктуры на Черноморском побережье России, модернизация аэропортов в ряде городов, порты на Дальнем Востоке и в Поморье. Вместе с тем в СМИ анонсировалась заморозка ряда дорогостоящих проектов, в частности высокоскоростных магистралей (ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга и до Казани, платных скоростных дублеров столичных автомобильных колец и магистралей.

В пресс-службе Минэкономразвития РФ РБК+ сообщили, что министерство переосмысливает ряд крупных инфраструктурных проектов: «В части железнодорожных проектов приоритет в реализации сегодня получили те, что направлены на снятие инфраструктурных ограничений, негативно влияющих на способность экономик регионов гибко реагировать на кризис. Это увеличение пропускной способности Восточного полигона и подходов к портам, развитие самих портов, реконструкция аэропортов, обеспечивающих связанность территорий и мобильность трудовых ресурсов».

С учетом нового подхода действительно переструктурирован крупнейший проект ВСМ Москва — Казань, однако планы по созданию магистрали Москва — Санкт-Петербург остаются в силе, следует из материалов Минэкономразвития: «Этот проект в качестве первого опыта такой инфраструктуры видится менее рискованным за счет высокого стабильного спроса, а также охвата агломераций в зоне тяготения с населением около 30 млн человек». Реализация проекта в случае успеха даст мощный толчок реализации других подобных проектов, но уже с меньшими технологическими и производственными рисками, уверены в ведомстве.

Все по плану 

На инфраструктурные проекты с участием госкорпорации ВЭБ.РФ коронакризис тоже почти не повлиял. По словам первого заместителя председателя ВЭБ.РФ, члена правления Николая Цехомского, в период пандемии институт развития не приостановил финансирование ни по одному проекту, инвестиционные планы не пересматривались: «В период карантина с учетом выдачи поручительств коммерческим банкам институт развития инвестировал в российскую экономику около 400 млрд руб.». В настоящее время он участвует в финансировании 111 проектов общей стоимостью 6,1 трлн руб.

Появились и новые проекты. В частности, в мае «Ростех», «Росатом» и ВЭБ РФ заключили соглашение о строительстве как минимум 25 заводов энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, прошедших предварительную сортировку.

«Для нас важна поддержка проектов, направленных на развитие экономики на несколько лет вперед, обеспечивающих создание рабочих мест, современной инфраструктуры и налоговые поступления», — говорит Николай Цехомский. В частности, группа выступает финансовым партнером судостроительного комплекса «Звезда». Всего на текущий момент одобрено участие ВЭБ.РФ в поставках 21 крупнотоннажного судна, открыто финансирование по 11 танкерам, уже идет строительство двух судов, в этом году начнется создание еще пяти.

По поручению президента РФ правительство с участием ВЭБ.РФ готовит также запуск программы по обновлению общественного транспорта в российских городах. В этом году уже реализована поставка автобусов российского производства в Тверь: перевозчику предоставлена банковская гарантия обеспечения выполнения госконтракта и лизинг на 438 автобусов. Аналогичный проект реализуется в Пермском крае.

Однако COVID-19 внес корректировки в список приоритетных для института развития отраслей: в него вошли проекты в сфере здравоохранения и фармацевтической промышленности. В частности, ВЭБ.РФ предоставил 9,4 млрд руб. на НИОКР по разработке препарата «Артлегиа» (олокизумаб)  — лекарства для лечения тяжелых осложнений коронавирусной инфекции, которое уже включено в новые рекомендации Минздрава РФ.

При поддержке банка продолжаются клинические испытания еще одного препарата — оригинального RPH-104 — на предмет его эффективности при терапии тяжелой формы COVID-19. Совместно с телемедицинской компанией «Доктор рядом» ВЭБ.РФ запустил всероссийский социальный проект по оказанию бесплатной телемедицинской помощи всем россиянам. Дочерняя компания ВЭБ.РФ — VEB Ventures инвестировала в развитие телемедицины на базе «Доктор рядом Холдинг» 1 млрд руб.

Совместные усилия 

В период любого кризиса привлечение инвестиций становится одним из наиболее актуальных вопросов. В условиях общей нехватки средств наибольший эффект могут давать те или иные формы софинансирования со стороны бизнеса и государства, говорит Дмитрий Кувалин: «Такой подход позволяет за счет суммирования финансовых потенциалов привлекать больше ресурсов и начинать реализацию проектов раньше».

Как следует из материалов Минэкономразвития РФ, государство готово входить в капитал проектов в размере сумм будущих налоговых поступлений и заданной нормы доходности. Норма доходности подбирается так, чтобы обеспечить привлечение государством финансирования по облигациям, выпущенным под цели финансирования таких проектов, говорится в сообщении пресс-службы ведомства: «Привлекательным для рынка будет надежность эмитента, так как государство будет брать на себя связанные с проектами риски, которые сможет минимизировать за счет участия в управлении».

Диверсифицированный пул инфраструктурных проектов, финансируемых за счет такого механизма, позволит обеспечить доходность держателей облигаций и при эффективном управлении пополнить бюджет, рассчитывают в министерстве.

В ВЭБ.РФ отмечают, что эффективным остается и фабрика проектного финансирования. Этот механизм предусматривает предоставление средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита с элементами господдержки. На сегодня к соответствующей программе присоединились 19 коммерческих банков. Совместно со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком уже одобрено десять проектов в газохимической, металлургической промышленности, портовой и дорожной инфраструктуре, цифровой экономике, говорит Николай Цехомский: «Общий объем вложений частных инвесторов, банков и ВЭБ.РФ в них — 767 млрд руб. По шести проектам в 2019 году открыто финансирование. Сейчас на рассмотрении находятся еще 12 проектов на сумму более 1,1 трлн руб.».

Не нужно исключать и механизм прямого государственного финансирования инфраструктурных проектов, считает Дмитрий Кувалин: «В кризисные периоды уместно выделять на эти цели средства из накопленных резервов».

Сегодня в России имеется огромный денежный ресурс для инвестиций — полная денежная масса в стране превышает 130 трлн руб., подчеркивает Владимир Гамза.

Наиболее приемлемые для инвестиций источники, по его словам, это резервы правительства РФ и Банка России, заимствования у населения (объем сбережений — более 40 трлн руб.), кредиты банков (уже три года ликвидность банков составляет более 6 трлн руб.) и займы государственных институтов развития.

«Чтобы эти деньги работали, законодателям необходимо создать современный эффективный трансмиссионный механизм преобразования сбережений в инвестиции. Нужно установить законодательную обязанность денежных властей в развитии в России инвестиционной активности — в противовес превращению страны в денежную кубышку», — говорит Владимир Гамза. 


Автор: Федор Конов

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5f06c7047a8aa9e93561e968