Коммерсантъ. Переход к технологическому нормированию экологической нагрузки промышленности по принципу наилучших доступных технологий (НДТ) планировался еще до 2010 года ради соответствия РФ требованиям ОЭСР. Суть принципа — в демократическом определении передовых методов и технологий, которые предотвращают или хотя бы снижают промышленные загрязнения. Компании, которые их применяют, поощряет государство — а остальные «подтягиваются» под лидеров под угрозой в том числе штрафов. Когда актуальность присоединения РФ к «клубу развитых стран» ушла, чиновники решили сделать НДТ инструментом суверенной технологической модернизации и принуждения компаний к инвестициям — хотя уже тогда бизнес предупреждал: большинство мощностей будет дешевле снести, чем модернизировать.
Вместе с мечтами об инвестициях и технологиях (активный сторонник НДТ — первый вице-премьер Андрей Белоусов, ожидаемый объем капвложений оценивался в 130 млрд руб.) реформаторы переняли у ЕС и процедуры реформы — но в процессе исказили их. Так, справочники НДТ обновляются раз в пять лет специальными группами при участии власти, бизнеса и общественных организаций — но в ЕС в такие группы не могут входить представители компаний (только бизнес-объединений), а в РФ входят; решения в ЕС принимаются на основе консенсуса, в РФ же — простым большинством: так компании получили возможность признавать НДТ нынешние неэффективные технологии.
В результате, как признал на обсуждении реформы в ТПП 29 июля ее вице-президент Дмитрий Курочкин, в рабочих группах НДТ в РФ оказались «не столько эксперты, сколько лоббисты».Так, в группе «Производство алюминия» оказалось 70% представителей компаний, в группе «Обезвреживание отходов термическим способом» их также более 50%, и в результате она не только признала сжигание мусора НДТ (хотя, принимая отходы 4–5 классов опасности, отрасль производит более токсичные отходы 1–2 классов), но и пытается расширить область ее применения. Центр экологических инвестиций, исследуя НДТ в энергетике, отмечает, что и параметры справочника «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» для угольных ТЭС также «были приняты под давлением представителей крупнейших компаний». В итоге даже для новых станций «допустимые значения по выбросам отличаются от европейских в разы, а по отдельным показателям — в десятки раз» и «значительно превышают соответствующие показатели ГОСТ Р 50831–95, выпущенного в 1995 году».
Де-факто такая ситуация не только угрожает инвестрывку, но и заставит государство поддерживать льготами неэффективные производства — на что оно вряд ли рассчитывало. При этом качество справочников НДТ в конкурентных отраслях, особенно тех, что вынуждены конкурировать на Западе, лучше, чем в ориентированных на внутренний спрос. Непонятно только, зачем нужно такое суверенное регулирование, если надежда все равно на Запад.
Автор: Алексей ШаповаловИсточник: https://www.kommersant.ru/doc/4415591