Профиль. Праздник к нам приходит: почему продукты подорожают на 30–40% к Новому году

Профиль. Праздник к нам приходит: почему продукты подорожают на 30–40% к Новому году

Профиль. В середине августа рост цен в России приостановился, если верить данным Росстата. Однако некоторые продукты подорожали на 20–65% по сравнению с концом прошлого года. В том числе – овощи и фрукты, которые летом обычно дешевеют. К декабрю–январю часть плодоовощной продукции может вырасти в цене на 30–40%, предупреждают эксперты. «Профиль» узнал, какие продукты будут дорожать в первую очередь и с чем это связано.

Не повод дешеветь

Несмотря на летний сезон, овощи и фрукты не спешат дешеветь в розничных магазинах. Среди наименований, цены на которые мониторит Росстат, стали заметно доступнее только свежие огурцы и томаты. По всем остальным позициям в плодоовощной категории ситуация обратная. Так, лук и капуста подорожали более чем на 20%, картофель – на 44%, морковь – почти на 67% к декабрю прошлого года. Сахар-песок, который производят из сахарной свеклы, прибавил 22%.

Урожай этих культур еще не собран, и, вероятно, цены на них еще снизятся в начале осени. Однако в целом продукты в нынешнем сезоне стоят больше, чем год назад, отмечает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Объем плодоовощной продукции – томатов, огурцов, картофеля, моркови и свеклы – у нас растет. Но цены в текущем году выше, чем в прошлом, причем ощутимо – процентов на 20%», – говорит она.

Тюрина обращает внимание, что яблоки в розничных сетях сейчас стоят «как зимой» – 75–80 рублей за килограмм, хотя в прошлом августе минимальные цены составляли 40–50 рублей. Томаты год назад можно было купить по 40 рублей, а теперь они стоят от 60 рублей за килограмм в большинстве торговых точек.

По словам эксперта, для такого подорожания есть как минимум две причины. Первая связана со снижением курса рубля весной 2020 года. Россия не обеспечивает себя плодоовощной продукцией на 100%, и с октября–ноября до мая–июня на прилавках велика доля импорта. «Изменения валютных курсов повлияли на условия формирования цен на плодоовощном рынке в летний период. Поскольку цены на импорт укрепились, то российские поставщики стартовали уже с более высокого уровня, чем годом ранее», – объясняет Тюрина.

Вторая причина – падение потребительского спроса. Объемы продаж овощей и фруктов уменьшаются, указывают в Институте аграрного маркетинга. И чтобы сохранить приемлемую выручку, поставщикам и рознице приходится удерживать цены, отказываясь от резкого сезонного снижения.

У производителей сейчас просто нет ресурса для понижения, добавляет глава Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. «Никто не останавливал рост ни тарифов и налогов, ни цен на ГСМ. Все косвенные расходы производителей, поставщиков, логистов и розничной торговли продолжают расти. А маржа, которой они располагают, неуклонно сокращается. Поэтому снижать цены сейчас, конечно, очень сложно», – подчеркивает он.

Подорожает, но не всё

Минимальные цены на российскую плодоовощную продукцию ожидаются в конце августа – первой декаде сентября, прогнозируют в Институте аграрного маркетинга. «В конце августа возможно некоторое снижение в пределах 5%, так как объемы производства будут нарастать и сельхозпроизводители будут активно продавать продукцию с колес», – говорит Тюрина.

Однако затем рост цен неизбежен. Продукция пойдет на склады, и ее стоимость начнет расти за счет затрат на хранение, в том числе на энергоносители.

Но главное, с октября по большинству позиций, за исключением разве что картофеля, стартует сезон импорта. Поэтому многое будет зависеть от ситуации на валютно-финансовом рынке. «Точные цифры предсказать трудно. Но традиционно к декабрю–январю цены на плодоовощную продукцию вырастают примерно на 30–40%», – отмечает глава института.

По остальным категориям ситуация более ровная. Так, например, на рынке пшеницы наблюдается тенденция к снижению цен: в России ожидается хороший урожай. Но вряд ли это снижение будет заметным и долгосрочным. На мировом рынке объемы предложения по зерну уменьшаются, страны ЕС и Украина сократили свои поставки, напоминает Тюрина. В результате спрос переключается на российскую пшеницу, и цены не снижаются в том темпе, в котором могли бы.

Это, в свою очередь, влияет на стоимость муки и мучных продуктов, а также кормов для животноводства. «Внутренние цены на зерновые, и прежде всего пшеницу, поддерживает спрос со стороны мирового рынка. Этот фактор может оказать влияние на мукомольную, мясную и молочную продукцию и привести к тому, что цены несколько укрепятся», – прогнозирует гендиректор Института аграрного маркетинга.

Однако резкого роста цен на мясные и молочные продукты эксперты не ожидают. Рынок в этих категориях насыщен, и объем предложения зачастую выше, чем спрос. Поэтому цены если и будут расти, то минимальными темпами. «По мясной группе цены в принципе стабильны, и такая ситуация, скорее всего, сохранится. Возможно небольшое увеличение к Новому году в пределах 5–7%. Но, как правило, в этот период у нас вырастают цены на всю продовольственную корзину», – говорит Тюрина.

Александр Борисов из ТПП также не ожидает резкого повышения цен на продукты питания в целом. По его мнению, участники рынка постараются сохранить розничные цены за счет снижения собственной маржи.

Реальные располагаемые доходы населения сокращаются уже несколько лет подряд с перерывами на небольшой технический рост, напоминает эксперт. А пандемия лишь усугубила эту ситуацию. В первом квартале показатель снизился на 0,2%, во втором – на 8%. «Шансов на то, что в третьем или четвертом квартале что-то серьезно изменится, практически нет. Поэтому падение доходов будет давить на всех, заставляя сохранять цены на минимально приемлемом для участников рынка уровне», – прогнозирует Борисов. По его словам, в итоге колебания цен на продукты питания могут составить от 3–5% до 10%.

Однако выживать в таких условиях тяжело всем участникам цепочки от поля до прилавка, предупреждают в Совете ТПП по развитию потребительского рынка. Поэтому многие небольшие компании, скорее всего, будут вынуждены просто закрыться.  

Юлия Макарова

Источник: https://profile.ru/economy/pochemu-nekotorye-produkty-podorozhayut-na-30-40-k-novomu-godu-397969/  ­