ДОЛГ.РФ Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что правительство спишет часть долгов по бюджетным кредитам тем регионам, которые будут направлять высвобождаемые средства на развитие инфраструктуры под инвестиционные проекты. Эксперты сомневаются в жизнеспособности программы, а ее структура и механизм реализации вызывают массу вопросов.
Новый механизм стимулирования инвестиций в субъектах РФ предполагает, что списываться долги будут в размере налоговых поступлений в федеральный бюджет, которые принесет инвестиционный проект. Чиновники уверены, что такой подходит поможет снизить долговую нагрузку в регионах.Потери российских регионов из-за пандемии и связанных с ней ограничений составляют на сегодняшний день почти 500 млрд руб. собственных средств. При этом в первую очередь пострадали российские регионы, ориентированные на экспорт сырья. В апреле-мае снижение их доходов достигало 12-15 %, к июню сократилось до 9 %. В настоящее время регионы недополучают около 7 % доходов, приводит данные статистики Грант Агасьян, общественный деятель и предприниматель. На начало сентября поступления в бюджет уже сократились в 63 регионах РФ, а в Минфине ожидают сокращение налоговых и неналоговых доходов регионов на 830 млрд рублей.
«На фоне таких потерь списание долгов региональных бюджетов — это, конечно, ощутимая польза. Но смущает условие, что такое списание предусмотрено для регионов, которые найдут способы привлечь инвестиции в инфраструктурные проекты», — отметил эксперт.
С одной стороны, логика понятна, — развитие инфраструктуры подразумевает серьезные вложения. Но в ситуации кризиса и снижения оборотов бизнеса привлечение инвестиций будет под большим вопросом. Может получиться так, что только малая часть регионов сможет подойти под требуемые критерии для списания долгов.
Более того, если регион не способен заплатить долг по кредиту, откуда он должен взять деньги на инфраструктурный проект, задается вопросом Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
Также очень странной выглядит привязка размера списания долга к налоговым поступлениям от инвестиционного проекта и механизм самого списания.
Если речь идет о последующем списании задолженности, то региону придется годами ждать реализации проекта, а затем еще и поступления доходов в федеральный бюджет. Не совсем понятно, когда это будет, и что все это время делать с долгом по кредиту. Если же правительство предлагает списывать планируемый доход от инвестпроекта, тогда вполне вероятно, что регионы «нарисуют» красивые планируемые цифры.
В идеале вопросы по долговым обязательствам должны решаться отдельно, финансирование инвестиционных проектов — отдельно, а не вперемешку. Владимир Гамза видит другое решение проблемы с долговой нагрузкой и стимулированием развития инфраструктуры и инвестиций:
«Долг нужно оставить за регионом и дать ему целевые деньги на развитие инфраструктуры под инвестиционный проект, который будет согласован с федеральным центром. Регион, в свою очередь, должен выбирать такие инвестпроекты и инфраструктурные объекты, которые действительно принесут ему доход, чтобы он смог рассчитаться по бюджетному кредиту».
Проблема новой программы заключается не только в механизме ее реализации, считает Юрий Капштык, генеральный директор ООО «Экспертно-правовой центр «Параграф». По его мнению, региональное сельское хозяйство, обрабатывающие производства, дорожное, жилищное строительство и коммунальная инфраструктура в регионах — это настоящая «сумеречная зона».
Если рассмотреть коммунальную инфраструктуру, то она по регионам процентов на 70 % изношена. Надо будет очень постараться, чтобы найти инвесторов для «реабилитации», уверен эксперт, — на местах попытаются извлечь максимальную выгоду из каждого проекта. Однако программа сама по себе жизнеспособна и достаточно интересна. Если вопрос будет поставлен под жесткий контроль, то инициатива сможет принести результаты.
Источник: https://xn--c1abvl.xn--p1ai/news/dolzhniki/regionam_predlozhili_pomenyat_dolgi_na_investitsii/?sphra...