ФАН. Пилотный проект по маркировке алкогольной продукции специальными и акцизными марками с радиочастотными метками может стартовать в России 1 января и продлиться шесть месяцев. Его реализация прописана в проекте постановления Правительства РФ.
Как стало известно ФАН, на согласовании органов исполнительной власти находится проект постановления правительства «О проведении пилотного проекта по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками с использованием радиочастотных меток». Минпромторг и бизнес-сообщество обменялись перепиской (копия есть у редакции) по вопросу информирования Торгово-промышленной палаты РФ об условиях и порядке проведения эксперимента с радиочастотными метками в алкогольной отрасли. Реализовывать проект, согласно содержанию постановления, будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР).
По информации ФАН, в органах власти пока нет единого мнения о целесообразности маркировки алкогольной продукции марками с RFID-метками. При этом представители общественных объединений высказали корреспонденту агентства свое однозначно негативное отношение к проекту правительственного постановления. В частности, как сообщили ФАН в ТПП РФ, использование RFID-технологий при маркировке алкоголя может принести бизнесу существенные дополнительные затраты.
Председатель комиссии ТПП по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Александр Романов рассказал агентству, что в настоящее время защита федеральных специальных и акцизных марок уже обеспечена на уровне денежных знаков. Каждая марка носит уникальный штрихкод, что способствует полной прослеживаемости алкогольной продукции от производителя до потребителя.
«В легальной рознице нелегального алкоголя на сегодняшний день не существует. То, что намечается Правительством РФ, это «маркировка маркировки» — она ничего не дает», — пояснил Романов.
Еще одной негативной стороной введения новой марки станет возможное несовпадение данных ЕГАИС и RFID, что приведет к сбою продаж продукции, считает эксперт. По его словам, при идеально работающей системе ЕГАИС нововведение выглядит излишним: за 15 лет система была полностью адаптирована к целям государства по прослеживаемости каждой бутылки и сбору акцизов.
В свою очередь, в Минпромторге РФ заверяют, что реализация пилотного проекта позволит сформировать предложения по снижению объемов контрафактной алкогольной продукции и дополнительным источником дохода в государственный бюджет. Однако директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз уверен в обратном.
«Сегодня в России весь алкоголь, кроме сидра, пива, пуаре и медовухи, маркируется. Перечисленные напитки, а это почти 80% объема алкогольной продукции в России, или около 7,5 млрд литров, государство, конечно, хочет «пометить». Но более чем полугодовой опыт Республики Татарстан по маркировке пива в кегах пока не принес положительных результатов», — отметил Дробиз.
В целом эксперт разделяет мнение, что маркировать надо всю продукцию: это не сильно скажется на стоимости. Другой вопрос — какую именно марку для этого использовать.
«Сейчас предлагается использовать не обычную марку, а радиочастотную, цена которой пока скрывается. Прогнозирую ее минимальную стоимость: от 12 до 15 рублей. Для легального пива ситуация будет критическая: с RFID-меткой и затратами на оборудование стоимость бутылки вырастет до 60 рублей, и это уже спровоцирует рост нелегального рынка», — уверен собеседник ФАН.
В письме врио директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Максима Мамсурова сообщается, что в рамках пилотного проекта полномасштабное применение RFID-меток не предусмотрено — они будут применяться лишь в отношении алкогольной продукции «высокой ценовой категории». По какому критерию будет отбираться такая продукция, в министерстве не разъясняют.
Эксперт рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере производства и оборота алкогольной продукции при Правительстве РФ Владимир Ионкин сообщил ФАН, что проект постановления на обсуждение рабочей группы пока не выносился, хотя напрямую касается алкогольной отрасли. Если бы в названии не присутствовало словосочетание «пилотный проект», то он обязательно попал бы в поле зрения экспертов рабочей группы.
«Как показывает реальность, данная идея вполне может быть реализована, несмотря на явную избыточность меры, если говорить о борьбе с контрафактным рынком. Большее влияние будет оказано на легальный рынок, и приведет оно в конечном счете к подорожанию продукции», — уверен Ионкин.
По информации ФАН, технологическое решение для реализации пилотного проекта по использованию радиочастотных меток российского производства предлагает ПАО «Микрон» — оно входит в компанию «Элемент», объединяющую микроэлектронные предприятия госкорпорации «Ростех» и АФК «Система».
Автор: Елена Ионова
Источник: https://riafan.ru/1338673-minpromtorg-planiruet-pobedit-kontrafaktnyi-alkogol-s-pomoshyu-rfid-metok