Цифровые закупки. В прошлом году с инициативой проведения экспертизы отдельных видов продуктов на стадии приемки в рамках исполнения государственного заказа выступила Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Проект сфокусирован на социально значимых поставках, среди которых питание для школ, больниц и детских садов. Он реализуется в нескольких регионах в экспериментальном режиме. Теперь же со своим требованием к поставщикам продуктов вышел Роспотребнадзор.
За этикетку ответишь
На этот раз инициатива не ограничивается только социальными поставками и подразумевает не только экспериментальный режим. Ответить за содержимое товара придется всем производителям продуктов питания. Поставщиков хотят обязать доказывать информацию с этикетки. А сделать это можно только при помощи лабораторной экспертизы.
Как стало известно из текста приказа, производители обязаны будут доказывать, что информация об отличительных свойствах продукта на этикетках соответствует действительности. Например, если там написано, что продукт не содержит сахара (соли, ГМО и т.п. ), у поставщика должны быть результаты исследований на этот счет.
Информация может быть размещена на этикетке только при наличии соответствующих критериев: лабораторных исследований, а также научных исследований, подтверждающих информацию о полезности продукта, соответствие нормативам содержания веществ. Как сообщает Российская газета, проект приказа направлен для обсуждения в отраслевые союзы.
При этом некоторые представители лоббистских торговых групп уже высказали свое недовольство, прикрывая его тем, что новые требования надзорного органа, якобы, невозможно выполнить или тем, что они являются избыточными.
Так, в Союзе участников потребительского рынка заявили, что лабораторный контроль за составом продукта – ни к чему, поскольку закон и без того возлагает ответственность на производителей продуктов. Если потребитель не доволен качеством товара – он может обратиться в суд, комментирует гендиректор организации Ольга Баранникова. К сожалению, этот наивный оптимизм разбивается о жестокую реальность, в которой несчастный потребитель чаще всего даже не знает, что его накормили фальсификатом. И узнает об этом уже от врача.
Также приводится аргумент, что критерии соответствия у продукции разные, поэтому найти доказательства невозможно. К примеру, если речь идет об органической продукции, то поставщик должен предоставить анализ почвы на содержание в ней химикатов. В Союзе участников потребительского рынка назвали это требование не выполнимым. Однако назвать – не значит сделать.
Если новые требования Роспотребнадзора приобретут силу закона, то поставщикам не останется ничего иного, кроме как обязать производителей предоставлять такой органический анализ. И они, выражаясь простым языком, никуда не денутся.
От новых требований станет сложнее перекупщикам и ритейлерам. Кому-то из многочисленных спекулянтов придется уйти с рынка за ненадобностью. Но это нельзя назвать невосполнимой утратой для экономики.
На протяжение долгих лет фермеры и малые аграрии жалуются на то, что гипертрофированный пласт перекупщиков перекрывает им доступ к торговым сетям; вынуждает их сбывать продукты по заниженной стоимости, лишая их законной прибыли. Наверняка кто-то из производителей решится проводить независимую лабораторную экспертизу самостоятельно, в обход спекулятивной прослойки перекупщиков, и затем самостоятельно участвовать в исполнении государственного заказа. А затраты на лабораторную экспертизу будут компенсированы за счет сокращения издержек, связанных с прежней системой сбыта.
Спекулятивный синдром
Аналогичные претензии о невозможности соответствовать критериям оценки качества поставляемой продукции озвучивают мясники и рыболовы. Дескать, когда на консервах написано «Сделано в море», значит потребитель должен слепо верить в то, что это действительно так. А если на бутылках с питьевой водой написано, что это вода из заснеженных ледников Анд – то потребитель не вправе усомниться. Даже если здравый смысл подсказывает, что одна только транспортировка такой воды в мегаполис делает нерентабельной ее добычу, очистку и розлив. Какие могут быть сомнения? Ведь у поставщика на руках документы добровольной сертификации, которые он сам вчера распечатал, на всякий случай.
Напомним, что согласно действующему законодательству, экспертиза в РФ носит исключительно добровольный характер, к исполнению данной услуги привлекаются коммерческие лаборатории, т.е. продукция сбывается по принципу «верьте мне».
На деле – отсутствие системы обязательной экспертизы привело к зашкаливающим объемам фальсификата и контрафакта по всей стране. Некоторые представители бизнеса в доле с муниципальными чиновниками бессовестно и абсолютно безнаказанно наживаются на тех, кто не может ответить. И дело касается не только продуктов питания.
Дошло до того, что сами субъекты РФ были вынуждены самостоятельно изобретать и применять элементы принудительной экспертизы поставок для социальных учреждений и социально значимых объектов.
Регионы выбрали свой путь
Насколько известно, собственные (региональные) системы экспертизы социальных поставок уже существуют в Вологодской, Нижегородской, Владимирской областях. Это системы, созданные на свой страх и риск в рамках местного законодательства и на средства местного бюджета. То есть, созданные не от легкой жизни.
Противники обязательной экспертизы нередко пользуются аргументом, что она бьет по бизнесу и бюджету дополнительными расходами. Но, как показывает практика, затраты на внедрение систем экспертизы с лихвой окупаются и даже приводят к ощутимому сокращению издержек уже на первом году использования.
Так, например, по словам вице-президента ТПП РФ Елены Дыбовой, когда Владимирская область выделила 4 млн (рублей) на оплату экспертиз в 2017 году, в бюджет вернулось больше 6 млн руб. — за счет штрафных санкций, за счет того, что были расторгнуты договоры с недобросовестными поставщиками.
Что же касается ущерба, который, якобы, несет от обязательной экспертизы бизнес…
Парадокс, но реальная практика показывает, что инициативу обязательной экспертизы, напротив, поддерживает большинство добросовестных производителей. Реальный сектор экономики воспринимает экспертизу как элемент господдержки, ведь она существенно снижает количество «виртуальных» участников на торгах. Настоящий производитель, задушенный паразитирующими на сделках перекупщиками, налоговым бременем и отсутствием доступного кредита, начинает верить, что, участвуя в торгах и борясь за государственный контракт, можно победить.
– Ранее добросовестные поставщики участвовали и проигрывали товару с фальшивым содержанием. Теперь на всех участников торгов влияет факт неотвратимости экспертизы, – рассказывает заместитель министра экономического развития и инвестиций Нижегородской области Сергей Бажанов. – Причем экспертизы настоящей, а не с коммерческими лабораторными изысканиями, которые не внушают доверия. Натуральный творог априори не может конкурировать с подделкой; шерстяные шапки, которые мы поставляли в детский дом, естественно, проигрывали конкуренцию синтетическим.
Государственный инструмент экспертизы товаров, работ, услуг для социально чувствительных заказов работает в Нижегородской области уже более трех лет и называется «Система мониторинга соответствия (поставляемого товара или оказанных услуг по условиям контракта».
Аналогичная система действует и в Вологодской области. В ноябре региону пришлось отстаивать право на ее существование в Федеральной антимонопольной службе.
Фальсификаторы прикрываются конкуренцией
Логика защиты свободной конкуренции, которую проповедует ФАС России, иногда работает против добросовестных поставщиков, особенно в тех случаях, когда за место под солнцем начинают бороться перекупщики. Однако закон не учитывает того факта, что перекупщик и реальный производитель находятся в заведомо неравноценных условиях.
Вологодская область отстояла право снабжать школы и больницы местными продуктами. Арбитражный суд Москвы отменил решение ФАС, которое блокировало условие о наличии сертификата «Настоящий вологодский продукт» при централизованных госзакупках для областных социальных учреждений.
Главным приоритетом было отмечено качество и безопасность местной продукции. Регион стал первым в стране, указавшим дополнительный критерий качества для поставщиков. Однако, по мнению Федеральной антимонопольной службы, данное требование ограничивало конкуренцию. Комитету госзаказа Вологодской области было вынесено представление, которое было оспорено в суде
– Главный критерий при организации школьного питания, (в том числе горячего школьного питания) – это не цена, а именно качество, – объясняет позицию местных органов закупки губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. – И система добровольной сертификации с маркировкой «Настоящий вологодский продукт» гарантирует это качество.
Вологодская область наряду с Нижегородской также участвует в уникальном эксперименте Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам по экспертизе качества продукции для социальных учреждений в специализированных лабораториях. Затем проверенная продукция поставляется в больницы, школы и детские сады через единый уполномоченный склад, где она еще раз проходит входной и выходной контроль.
Автор: Андрей Троянский
Источник: https://zakupki-digital.ru/jekskljuziv/nezavisimuju-jekspertizu-podvodjat-k-objazatelnoj-cherte/