РБК. Вузы поддержат курс на предпринимательство

РБК. Вузы поддержат курс на предпринимательство

РБК. Вклад малых и средних предприятий (МСП) в ВВП России — 20%. В странах Евросоюза этот показатель достигает 67%, в Китае — 60%, в Японии — 55%, в США — 52%.

К концу 2024 года, согласно задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», вклад МСП в ВВП должен увеличиться до 32,5%, а число занятых в секторе — до 23 млн человек и до 25 млн человек к 2030 году.

Драйвером развития сектора МСП в средне- и долгосрочной перспективе может стать молодежное предпринимательство, считают эксперты.

Инициатива снизу

Последние пять лет в России растет количество молодых предпринимателей. Так, с 2014 по 2019 год более чем в три раза — с 4,4 до 14,5%, увеличилась предпринимательская активность в возрастной группе от 18 до 24 лет, и почти в два раза — с 9,8 до 19% — в возрасте от 25 до 34 лет, по данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) Высшей школы менеджмента СПбГУ и «Сбера».

В Москве, например, 13 тыс. частных предпринимателей еще не достигли 25 лет. Еще 50 тыс. жителей столицы в возрасте до 25 лет являются учредителями и столько же — руководителями компаний, отмечает руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Ранней предпринимательской активности способствует переход экономики в онлайн, отмечает менеджер практики стратегического и операционного консалтинга KPMG в России и СНГ Александр Гапон. Уровень проникновения интернета в России составляет 81%, в то время как в среднем в мире — 59%.

Молодые люди лучше осведомлены о новейших технологиях, тенденциях и новых идеях, поэтому проявляют больше энтузиазма, отмечает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.

По данным Центра молодежных инициатив АСИ, 88% учеников старших классов и студентов хотят развивать бизнес или уже занимаются этим.

Не случайно в июле этого года с 18 до 16 лет был снижен минимальный возрастной порог для регистрации в качестве самозанятых.

Причем российская статистика идет вразрез с зарубежной. Как отмечают в KPMG, в США доля молодежи в предпринимательстве за последние 25 лет упала в 2,5 раза (с 10 до 4%), в ЕС она также сокращается: за последние десять лет — с 2,7 млн до 2,5 млн человек.

Однако более 50% опрошенных АСИ молодых людей боятся начинать свое дело из-за нехватки знаний и отсутствия навыков ведения бизнеса.

Недостающие навыки

Как отмечают эксперты GEM, на сегодняшний день в России нет эффективной и понятной для ученых системы коммерциализации научных идей и создания на их базе бизнеса. А малые компании не имеют доступа к новым научным знаниям, создаваемым в университетах и исследовательских центрах.

По данным исследования, в 2019 году бизнес только 2,4% ранних предпринимателей, в частности, был связан с высокими технологиями, что на 2% ниже уровня 2018 года.

Действующие предприниматели отмечают роль гибких и профессиональных навыков как в умении начать, так и сохранить бизнес в условиях турбулентности. 63 и 37% соответственно предпринимателей, опрошенных московским региональным отделением «Опоры России», говорят, что необходимо развивать эти навыки. 42% сами регулярно повышают свою квалификацию, приводит ТАСС данные общественного объединения предпринимателей.

На этапе запуска проекта необходимо проявлять упорство, доказывать свои преимущества, демонстрировать творческое мышление, отмечает Сергей Катырин. Поэтому необходимы soft skills — умение слушать, работать в команде, выступать на публике, вести переговоры, управлять собственным развитием и развитием команды, уметь планировать и ставить задачи, контролировать их реализацию. В дальнейшем без этих навыков сложно строить коммуникацию с клиентами и партнерами.

Кроме того, руководителю бизнеса необходим навык «некарательного» менеджмента и положительной мотивации сотрудников, считает сооснователь компании Kinesis Ольга Барабанова.

Но «мягкие» навыки не будут работать без профессиональных знаний в выбранной области (hard skills), добавляет генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. По его словам, важно гармонично развивать обе группы навыков и не забывать о «цифровых компетенциях» — умении сформулировать ИТ-задачи бизнеса и найти соответствующие решения.

При этом набор навыков, необходимых предпринимателям в современных условиях, постоянно трансформируется, отмечает сооснователь Genotek Артем Елмуратов: «Если раньше в некоторых специальностях можно было всю жизнь руководствоваться одним набором знаний, то сейчас на первый план в бизнесе выходит умение осваивать новые навыки, потому что все остальное может быстро устареть».

Как считает генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров, видеть цель и стремиться к ее достижению, понимать, чувствовать и предугадывать спрос, создавать команды, вдохновлять людей — основные качества основателя бизнеса.

«Важно, чтобы молодые предприниматели знали, с какими рисками можно столкнуться и какая на предпринимателе лежит ответственность», — подчеркивает Алексей Фурсин. По его словам, это позволит увеличить число успешных стартов бизнеса и снизит преждевременные закрытия новых компаний.

Учебный план

Одна из задач нацпроекта — масштабная кампания по популяризации предпринимательства, напоминает Сергей Катырин. В центрах «Мой бизнес», открытых практически во всех регионах, а также в вузах и школах идет обучение основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и другим навыкам предпринимательской деятельности.

Способствовать дальнейшему росту предпринимательской активности среди молодежи, по мнению Александра Гапона, помимо финансовой поддержки будут специализированные программы в вузах, акселераторы, бесплатные курсы и мастер-классы, программы наставничества.

Алексей Фурсин отмечает, что потенциальные молодые предприниматели демонстрируют потребность в осознанном выборе, самореализации, нетворкинге, быстрой монетизации и финансовой независимости.

«Получить большинство необходимых для бизнеса навыков еще на студенческой скамье можно в рамках стартовавшего в ноябре по инициативе департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы образовательного проекта для студентов столичных вузов Sprint UP, — говорит глава департамента Алексей Фурсин. — В рамках проекта 10 тыс. студентов пройдут пятидневный образовательный курс продолжительностью 36 часов. В формате лекций, мастер-классов, круглых столов, выполнения заданий и их обсуждения молодые люди получат базовые компетенции, необходимые для создания собственного дела».

Партнер и наставник

Обучать студентов искусству бизнеса на курсе Sprint UP будут в том числе практикующие бизнесмены. Действующие предприниматели, по словам Алексея Фурсина, помогут студентам спланировать создание и ведение своего дела так, чтобы не тратить время на ошибки. По завершении образовательного курса самые активные участники примут участие в конкурсной программе, и 15–20 из них смогут презентовать свои идеи экспертам и привлечь опытных предпринимателей в качестве менторов и партнеров.

Важность наставничества в развитии предпринимательских компетенций трудно переоценить, считает Сергей Катырин: «Институт менторства активно развивается в США и европейских странах».

С наставником, будь то представитель малого, среднего или крупного бизнеса, который может мгновенно поддержать советом или рекомендацией, начинать бизнес гораздо быстрее и проще, говорит Александр Гапон. Популяризация института наставничества в России — важная задача для снижения доли закрывающихся МСП бизнесов, добавляет он. «У наставника всегда есть, что называется, helicopter view (взгляд с высоты)  — он видит более полную картину и может помочь не потонуть в огромном количестве информации», — говорит Артем Елмуратов.

Вузы помогут

Такие программы, как Sprint UP, полезны для студентов вне зависимости от того, будут в конечном итоге эти ребята делать свой бизнес или нет, считает Алексей Комиссаров.

Из всех студентов невозможно сделать предпринимателей, согласен ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский. Только 7–8% людей обладают необходимыми для этого склонностями, а для технологического предпринимательства — всего 1–2%. Однако базовые знания в области создания и ведения бизнеса, по его словам, должны быть у всех. И вузы сегодня готовы и уже активно внедряют бизнес ориентированные подходы в обучении.

«В Московском Политехе, например, с первого курса преподается обязательный предмет «Основы технологического предпринимательства». В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова с 2018 года существует базовая кафедра ТПП РФ «Развитие человеческого капитала». Ее задача — повысить практикоориентированность подготовки кадров для развития предпринимательской деятельности и непрерывного бизнес-образования в стране», — говорит Сергей Катырин.

Как рассказала ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева, в прошлом году в вузе открыт преакселератор «Технологическое предпринимательство», где студенты готовят свои проекты с целью дальнейшей коммерциализации.

МИСиС, по словам ректора вуза Алевтины Черниковой, наряду с лучшими учеными также активно привлекает в качестве преподавателей успешных бизнесменов. Кроме того, в вузе реализуется ряд проектов, направленных на развитие талантов и soft skills: «Рождественские лекции», «Бесконечная наука» — с участием ведущих ученых России и мира, «Персональная эффективность», «Технология успеха» — знакомящие с известными профессионалами в своей области и другие.

Поддержали ведущие вузы столицы и инициативу Москвы в области предпринимательского образования для студентов. Для участия в проекте Sprint UP уже зарегистрировались студенты МИСиС, Московского Политеха, РУДН, РГСУ, РУТ, МИФИ, РГАУ имени Тимирязева, МЭИ, МТУСИ и других вузов. Всего на первые два потока набрано более 7 тыс. человек. 


Автор: Дарья Балабошина

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5fbcc52f7a8aa93b6bf411e6