РБК. Несмотря на непростую экономическую ситуацию и ограничения из-за пандемии, объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) России, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе—сентябре 2020 года достиг $110,9 млрд, что на 2,1% выше уровня аналогичного периода 2019 года. На первом месте в этой категории находится золото, поставки которого выросли более чем в шесть раз (до $12,5 млрд). В пятерку крупнейших по объему экспорта неэнергетических товаров также вошла платина ($5,5 млрд, прирост к аналогичному периоду 2019 года 45,1%), пшеница и меслин — смесь пшеницы и ржи ($5,1 млрд, плюс 7,5%), а также полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, лесоматериалы.
Больше всего неэнергетической несырьевой продукции за девять месяцев 2020 года Россия поставила в Великобританию (на $13,4 млрд), Китай ($11,1 млрд), Казахстан ($8,9 млрд), Белоруссию ($6,8 млрд) и Турцию ($6 млрд), сообщает пресс-служба ФТС. За время пандемии также выросли объемы поставок на рынки Египта, Бангладеш, Азербайджана и Узбекистана, отмечает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.
По результатам первого полугодия 2020 года доля несырьевого экспорта достигла 43% в общем объеме экспортных поставок — это на 10 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года, отмечает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г.В. Плеханова Олег Каленов: «Диверсификация экономики путем развития несырьевых отраслей — одна из важнейших задач государства на данном этапе». Зависимость России от экспорта классических сырьевых товаров снижается, подтверждает исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателейАлександр Мурычев.
Господдержка и суперсервисы
Увеличение ННЭ — основная цель национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного в декабре 2018 года. К концу 2024 года объем такого экспорта должен достичь $180 млрд.
Росту этой категории экспорта способствуют меры поддержки бизнеса, реализованные правительством не только во время пандемии, но и до нее, считает Александр Мурычев. Среди таких мер — поддержка производства экспортной продукции машиностроительной, химической, лесной промышленности и фармацевтики, снижение страховых и налоговых ставок для ИТ-компаний, реструктуризация займов для МСП. В 2016 году создан государственный институт поддержки несырьевого экспорта — Российский экспортный центр (РЭЦ). В группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций («Эксар»), Росэксимбанк и «Школа экспорта», что позволяет обеспечить наличие продуктового предложения, удовлетворяющего потребности экспортеров различного профиля, причем на различных этапах экспортного цикла — от идеи до получения оплаты за поставленные на экспорт товары и услуги.
Несырьевые экспортеры в целом представляют более технологичные отрасли, на которых в большей степени отразилось развитие цифровых технологий, включая автоматизацию и искусственный интеллект, отмечает Александр Мурычев. Цифровизация и электронная коммерция — одни из основных драйверов развития несырьевого экспорта, подтверждает Сергей Катырин: «В течение пяти—десяти лет планомерной цифровизации экспорта в мире будет сформирована совершенно новая система торговли». По его словам, растет количество электронных платформ, ориентированных на бизнес-модель m2c (manufacturer to consumer). Например, создана российско-китайская электронная платформа совместного предприятия Aliexpress — Russia. Предпринимателей интересуют вопросы создания собственных интернет-магазинов, построения их маркетинговых стратегий, организации работы служб доставки и взаимодействия с клиентами, отмечают в ТПП РФ.
Экспорт на диване
Одним из ключевых компонентов в реализации неэнергетического экспортного потенциала является цифровая платформа «Мой экспорт» (информационная система «Одно окно»), которая была открыта для общего доступа 26 ноября. Сервис предлагает бизнесу единый вход для получения государственных и других услуг, сопровождающих экспортный цикл — от поиска информации и контрагентов до оформления сделки.
В рамках платформы заработали суперсервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС. Они предполагают автоматическую проверку сведений с помощью информационных систем соответствующих ведомств. Уже сейчас экспортеры могут создавать свои цифровые профили и загружать туда необходимые сведения в электронном виде.
В процессе оформления электронной таможенной декларации (ЭДТ) происходит автозаполнение полей сведениями из профиля экспортера, справочников, товаросопроводительных и иных документов, загружаемых пользователем. По мнению руководителя отдела экспортных продаж компании «Семушка» Сергея Димитрова, принимавшего участие в тестировании сервиса, предложенный функционал в несколько раз сократит объем бумажного документооборота и избавит экспортеров от заполнения однотипных анкет, которое отнимало массу времени.
Кроме того, платформа содержит опции навигатора для поиска потенциальных покупателей и поиска поставщиков (для зарубежных контрагентов), а также блок аналитических сервисов. По названию товара либо по коду ТН ВЭД можно получить информацию о потенциальных покупателях и странах, где те или иные товары наиболее востребованы. «Под капотом» системы — зарубежные базы данных и аналитика РЭЦ. «Экспортеру требуется очень много информации, особенно при выходе на новые рынки. Любые цифровые сервисы, которые облегчают ее поиск, помогают экономить время», — говорит Александр Новиков, супервайзер по маркетингу компании «Фригогласс Евразия», также участвовавшей в тестировании платформы «Одно окно».
Среди пользователей платформы в РЭЦ предполагают увидеть как действующих крупных экспортеров, так и компании с нулевым или небольшим опытом поставок за рубеж.
Со следующего года начнется прием заявок через «Одно окно» на получение государственной поддержки по программам компенсации затрат на транспортировку и участия в выставочных мероприятиях. «Предпринятые усилия указывают на то, что РЭЦ ориентирован на результат в виде определенного количества экспортных контрактов», — комментирует Сергей Димитров. По его словам, государство должно потратить необходимое и достаточное количество ресурсов, чтобы завести «маленькие механизмы», которые помогут контрагентам найти друг друга.
По словам вице-президента РЭЦ Алексея Михайлика, разработчики системы стремились создать максимально удобный и простой для пользователей интерфейс. На главную страницу сайта выведены наиболее популярные услуги и часто используемые опции. Также здесь размещен раздел видеоуроков, где экспортер может найти пошаговые инструкции по прохождению всевозможных необходимых для экспортной деятельности процедур. Для каждого зарегистрированного пользователя формируется личный кабинет. Вход осуществляется напрямую по логину и паролю или через государственную Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, «Госуслуги»), в которую интегрирована система «Одно окно» РЭЦ. В личном кабинете каждого пользователя формируется его цифровой профиль, накапливается все официальные данные о нем от госструктур, бизнес-ассоциаций, в которых состоит компания, а также о производимой продукции, внешнеэкономических сделках и пр.
В системе есть чат-бот с трехуровневой системой поддержки. Первый уровень — это автоматизированные шаблонные ответы по наиболее распространенным темам. На втором уровне робот в зависимости от профиля вопроса связывает пользователя с нужным специалистом РЭЦ или техником для консультации. На третьем уровне может устанавливаться прямой контакт с уполномоченными сотрудниками министерств и ведомств — Минпромторга, Минсельхоза, ФТС и др.
В «Одно окно» также встроен рекомендательный сервис. «В зависимости от профиля компании, уровня ее продвинутости в экспортной деятельности, от того, какими услугами она чаще всего пользуется, система будет выдавать пользователю кастомизированные предложения по новым каналам сбыта, по актуальным мерам господдержки, по международным выставкам, в которых ему может быть полезно принять участие», — поясняет Алексей Михайлик.
В перспективе, по его словам, «Одно окно» РЭЦ должно стать полноценной экосистемой, в которой бизнес сможет найти не только основные услуги для осуществления экспортной деятельности, но и вспомогательные сервисы. Например, участие в экосистеме зарубежных выставочных операторов позволит российскому экспортеру заранее организовать свое пребывание на международных формах: получить аккредитацию, устроить проживание, заказать такси, принимающая сторона поможет назначить переговоры с потенциальными покупателями.
О работе системы «Одного окна» представители РЭЦ планируют подробно рассказать на Международном экспортном форуме «Сделано в России», который пройдет 9 декабря в Москве и будет напрямую транслироваться в режиме онлайн (гиперссылка forum.exportcenter.ru). В форуме примут участие руководители российских и зарубежных компаний, федеральные и региональные органы исполнительной власти, российские банки, региональные центры поддержки экспорта, профильные ассоциации и объединения и ведущие эксперты.
Запуск национальной цифровой системы «Одно окно» — это очень серьезный ход, который упростит выход несырьевых компаний на экспорт и будет способствовать росту поставок этой категории товаров за границу, считает Александр Мурычев. Помимо цифровизации сервисов для развития несырьевого неэнергетического экспорта предстоит принять еще ряд мер, считают эксперты. В частности, необходимо наращивать добавленную стоимость экспортной продукции за счет повышения ее технологичности и наукоемкости, качества и узнаваемости, отмечает Сергей Катырин. По оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе следует ожидать кратного увеличения вклада в ННЭ со стороны агропромышленного комплекса, металлургии, транспортного машиностроения, фарминдустрии и ИТ.