Парламентская газета. Минэкономразвития и операторы каршеринга считают избыточным регулирование отрасли на федеральном уровне. Парламентарии настаивают, что отдельный закон по краткосрочной аренде авто должен быть. Также предлагается Минпромторгу рассмотреть возможность преимущественного использования в каршеринговых компаниях отечественных машин. Такое обращение в ведомство планирует направить зампред думского Комитета по транспорту Владимир Афонский.
Как ранее рассказал «Парламентской газете» руководитель рабочей группы, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов, на заседании 1 марта планировалось получить первые контуры проекта закона о каршеринге. К обсуждению вопросов законодательного регулирования кратковременной аренды автомобилей были приглашены представители бизнеса, Министерства экономического развития, Минтранса и экспертного сообщества. Однако к единому мнению участники заседания так и не пришли.
Как считают в Минэкономразвития, существующих правовых инструментов с учётом нормативных актов и опыта Москвы достаточно. Действующий Гражданский кодекс, в частности, предусматривает регулирование правоотношений по вопросам сдачи транспортных средств в аренду. Операторы каршеринга полагают, что появление профильного закона поставит их в неравное положение с остальными участниками рынка аренды — с автопроизводителями или компаниями по прокату автомобилей.
Однако ряд парламентариев и экспертов оценивают подобный подход,как недальновидный. В частности, депутат Владимир Афонский призывает уже сейчас подумать о динамичном развитии правоотношений между арендодателем авто и арендатором в недалёком будущем.
«Каршеринг — быстрорастущий сегмент, — отметил он. — По прогнозам, к 2030-2035 году он займёт значительное место в системе городского транспорта не только столицы, но и других городов. Поэтому взаимоотношения в этой отрасли следует закрепить на федеральном уровне с предоставлением определённых полномочий субъектам Федерации».
За федеральный закон выступает и координатор «Синих ведёрок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.
«В документе следует прописать ответственность арендодателя и арендатора, чтобы не было произвола со стороны каршеринговых компаний, — пояснил эксперт. — Известно немало случаев, когда со счёта клиента списывались большие суммы денег за нарушения или повреждения авто, к которым он не причастен».
Специалист также рассказал, что в штате компаний краткосрочной аренды авто существует должность «дежурный нарушитель». В его обязанности входит возвращение каршеринговых авто со штрафстоянок после того, как на него выпишут постановление об административном правонарушении. По действующим нормам, если водитель нарушает ПДД, штрафы в автоматическом режиме приходят собственнику авто — то есть в компанию.
«Подобные сложные схемы возникают из-за отсутствия нормального регулирования», — убеждён эксперт.
Кроме того, нуждаются в федеральном регулировании и вопросы страхования ответственности операторов каршеринга.
«Несмотря на то что компании заверяют о страховании рисков и водителей, и пассажиров, это нигде законодательно не закреплено, это добрая воля самих компаний, — указывает депутат Владимир Афонский. — Сегодня они страхуют, завтра — нет. Поэтому такие отношения между владельцем компании и клиентом, а также органом государственной и муниципальной власти должны регулироваться федеральным законом».
По словам парламентария, через одну-две недели пройдёт новое заседание рабочей группы, на котором всё же попытаются выработать решение, которое бы всех устроило.
«Также можно подумать о подключении Минпромторга к работе над проектом, — рассказал Владимир Афонский. — Например, предложив ведомству обсудить возможность преимущественного использования в каршеринговых компаниях отечественных автомобилей».
Депутат напомнил, что сегодня в стране действует ряд госпрограмм по поддержке отечественного автопрома. В частности, программы «семейный автомобиль», «первый автомобиль», «медицинский работник» и «Trade-in» предусматривают компенсацию россиянам части затрат на покупку авто в кредит. Льготные кредиты предоставляются на новые автомобили российского производства не дороже 1,5 миллиона рублей, выпущенные не ранее 1 декабря 2020 года и имеющие электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).
По мнению Владимира Афонского, распространение подобной программы в сфере каршеринга позволит не только поддержать российский автопром, но и послужит развитию отрасли краткосрочной аренды автомобилей.
Какие модели доступны по программам льготного автокредитования
Регулировать или нет
Вопросы безопасности
Автор: Геннадий Мельник