Известия. В настоящее время сложно сказать, насколько конкретно в России повысятся цены на одежду в связи с подорожанием сырья. Об этом заявил «Известиям» Андрей Разбродин, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) в понедельник, 22 марта.
«Сейчас сложно сказать, как конкретно повысится стоимость продукции в магазине, но она совершенно точно не вырастет так, как выросла цена сырья (на 20–30%. — Ред.)» — сказал он.
Разбодин отметил, что сейчас в России и в мире растут цены на нефть, а значит, стоимость части синтетических тканей повышается. Такую же тенденцию производители фиксируют и с натуральными волокнами, например с хлопком.
«Однако прямой зависимости цены одежды от стоимости сырья нет, на нее влияют и другие факторы. Более того, речь идет о продукции непервой необходимости», — добавил он.
На сегодняшний день легкая промышленность — это скорее товары отложенного спроса, ведь покупательские интересы и структура потребительской корзины уже изменились, подчеркнул он. Это не позволяет продавцам активно увеличивать цену продукции на полке.Ранее в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на ритейлеров на рынке моды сообщила, что цены на одежду, обувь и аксессуары в России могут вырасти к летнему сезону на 20–30% из-за повышения закупочных цен, в том числе на хлопок и материалы из нефтепродуктов, в первую очередь полиуретан.
В Минпромторге подтвердили изданию, что с начала года хлопок подорожал на 30–35%. Причинами указываются завышенные инфляционные ожидания на мировых рынках и рост цен на все биржевые виды сырья.
В Минпромторге уточнили ТАСС, что пока не ожидают роста цен на одежду из хлопка, продаваемую в России, несмотря на риски, связанные с подорожанием сырья.
«С начала 2021 года мы наблюдаем рост цен до 30–35%, это подтверждают и российские предприятия легкой промышленности. Происходящее связано с завышенными инфляционными ожиданиями на мировых рынках и с ростом цен на все биржевые виды сырья, каким является и хлопок», — отметили в ведомстве.
Однако на рынке в основном представлена продукция, которая содержит не стопроцентный хлопок. Поэтому делать однозначные выводы о «зеркальном удорожании всей одежды на треть в связи с удорожанием хлопка — некорректно».
В министерстве считают, что если рассматривать подорожание импортного хлопка в отношении изделий с его высоким содержанием, то можно говорить «лишь о возможных рисках».
Во-первых, ритейлеры заинтересованы в демпфировании цен, чтобы не потерять клиентов и объемы продаж.
Кроме того, у государства есть «наработанные практики взаимодействия с бизнесом в сложных случаях», когда наблюдаются риски роста цен.
По каждой группе товаров ведомство вместе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минэкономразвития, которое теперь отвечает за мониторинг цен, смотрит, каковы объективные предпосылки к изменению цен на продукцию, чтобы не допустить необоснованного роста.
Так, в прошлом году рост цен на потребительские товары сегмента продукции легкой промышленности был ниже инфляции (инфляция за 2020-й составила 4,9%, а частности инфляция товаров непродовольственного сектора — 4,8%). Таким образом, сильных скачков цен на рынке легкой промышленности не зафиксировали.
Однако, согласно проведенному мониторингу цен на потребительские товары, куда также входят одежда, обувь и аксессуары, в 2020 году небольшой рост (в пределах инфляции или чуть выше) наблюдался в следующих товарных позициях: трусы детские — 5,3%, сорочка верхняя для мальчиков школьного возраста — 4,9%, колготки женские эластичные — 4,5%, сорочка ночная женская — 4,1%, майки и футболки мужские бельевые — 4%.
Как заявила «Коммерсанту» руководитель трансформации в России Marc O’Polo AG София Кофманн, закупочные цены на хлопок выросли на 20–35%, а конечная цена изделий из этого материала вырастет на 20–30%.
Основатель бренда Dorogobogato Семен Пименов сообщил газете, что стоимость трикотажного полотна увеличилась также на 20–30%, других материалов — примерно на 20%. Он подчеркнул, что цены материалов привязаны к курсу доллара.
Примерно на 20% растет и стоимость материалов из нефтепродуктов, заявил заместитель генерального директора S.Oliver Shoes Иван Шахин. Речь идет о полиуретане, из которого производятся экокожа, стельки и подошвы. Также, по его словам, цена доставки продукции из Азии с начала пандемии коронавируса выросла в шесть раз.
Кофманн считает, что рост цен потребители заметят этим летом, президент Baon Илья Ярошенко — в осенне-зимний сезон.
Опрошенные изданием участники рынка пообещали сдерживать рост цен за счет оптимизаций или снижения прибыли.
В феврале «Известия» со ссылкой на Минпромторг писали, что российские производители одежды ищут замену китайским поставщикам из-за распространения коронавируса. На замену партнерам из КНР рассматривали корейские, турецкие и итальянские фабрики. Эксперты отмечали, что в случае замены поставщиков стоимость одежды в России может повыситься на 20%.