Союзное Вече. Забуксовали на дороге

Союзное Вече. Забуксовали на дороге

Союзное Вече. ПОКА ДАЛЕКИ ОТ ИДЕАЛА

Тридцать лет существования СНГ доказали востребованность этой организации, сказал Григорий Рапота на международном экономическом форуме, приуроченном к грядущему юбилею Содружества. Есть видимые успехи и спорные моменты, мешающие развитию.

- СНГ - это огромная, местами слабо заселенная территория, которая может развиваться только в условиях интенсивной транспортной сети. А мы пока далеки от идеала. Транспорт - это общение людей, развитие экономики, образования. У нас в Пермской области, например, около семисот населенных пунктов, где живет меньше ста человек. И таких деревень много в России, Казахстане, в других республиках. Только Беларусь выпадает из этого ряда, потому что более компактная страна. Развитие отрасли повлияет на важнейшие сферы. Хорошие дороги и школьные автобусы позволят детям учиться в отдаленных школах, где уровень образования выше. Это медицина: скорая помощь, доставка врачей, возможность лечиться в наиболее квалифицированных стационарных учреждениях. Это борьба с природными и другими катаклизмами и развитие туризма, - сказал он.

Пока же транспортная сеть СНГ развивается медленно. Григорий Рапота предложил проанализировать ее состояние и заняться проблемой всерьез. Тем более учитывая, что СНГ - транзит между Востоком и Западом. Сейчас по территории стран Содружества в Европу отправляется меньше пяти процентов китайских грузов. Но потенциал перевозок значительно больше.

- Высокоскоростная автомобильная дорога международного класса, проходящая через регион, автоматически увеличивает ВРП на 6 - 9 процентов. Это восполняемый экономический ресурс, - сказал он.

Странам-участницам нужно скооперироваться для развития транспорта, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По его словам, у бизнеса много претензий в этой сфере, среди них - задержки на границах при транзитных перевозках, разница в тарифах и сложности расчетов.

БЕЛАРУСЬ У РУЛЯ

В этом году в СНГ председательствует Беларусь. Республика добивается режима свободной торговли товарами и услугами без барьеров и расширяет промышленную кооперацию.

- Мы можем отличаться друг от друга по уровню экономического потенциала, наши взгляды на ряд вопросов могут быть разными, но главное - народы наших стран желают соседствовать дружно, и это наделяет нас особой ответственностью, - сказал вице-премьер РБ Игорь Петришенко.

Беларусь собирается провести работу по упрощению административных процедур в торговле, уделить пристальное внимание вопросам технического регулирования и стандартизации, транспорта, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, углублению сотрудничества в области инвестиций, инноваций.

- Находясь под негативным влиянием пандемии коронавируса и не исключая его очередных вспышек, призываем государства - участники СНГ укреплять сотрудничество, не замыкаться по «национальным квартирам» и не усиливать протекционизм в торговле. Вместе мы сможем больше, вместе проще преодолеть экономическую рецессию и связанные с ней социальные потрясения, - подчеркнул Игорь Петришенко.

Вице-премьер России Алексей Оверчук согласился, что один из приоритетов - развитие Зоны свободной торговли. Для этого создали проект соглашения о свободной торговле услугами в СНГ. Подписать его собираются уже в этом году. Он напомнил, что Договор о ЗСТ начал действовать в сентябре 2012-го между Беларусью, Россией и  Украиной. Потом присоединились Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Украина и Россия в 2016-м действие договора приостановили. Создание свободной зоны позволило отменить экспортные пошлины.

Забуксовали на дороге

ТОРГОВЫЙ ГОД

СПРАВИЛИСЬ С ВЫЗОВАМИ

Евразийский экономический союз показал меньшее падение, чем ЕС.

Прошлый год был сложным для всех стран без исключения. Но наши государства продолжают работать над совместными проектами в промышленности, автомобилестроении, энергетическом машиностроении и цифровизации. Идет создание общего рынка электроэнергетики.

Пример успешного взаимодействия стран - Евразийский экономический союз, который стал в пандемию главной площадкой для координации действий между государствами.

Падение ВВП к уровню составило всего 3,9 процента. Это меньше, чем в Евросоюзе, где снижение составило 7,2 процента, Германии - 5,4 процента и Великобритании - десять процентов.

При этом показатель уровня жизни - ВВП на душу населения по паритету покупательской способности остался на уровне 2019 года - 27,7 тысячи долларов.

Несмотря на непростой год, в Союзе некоторые отрасли экономики показали рост. Промышленность - на 0,4 процента, сельское хозяйство - на 2,3 процента.

- Это очень важно, поскольку в этих отраслях, особенно в обрабатывающей промышленности, сконцентрированы высокоэффективные рабочие места, а агропромышленный комплекс - это еще и продовольственная безопасность, - сказал Михаил Мясникович.

Внутри ЕАЭС торговля шла гораздо активнее, чем за его пределами. Между странами-участницами она, к сожалению, сократилась на одиннадцать процентов. А с другими государствами просела почти вдвое сильнее - на 20,9 процента.

ЕСТЬ ИДЕЯ

СИМВОЛ БУДУЩЕГО

Григорий Рапота предположил, что для развития интеграции в Союзном государстве нужна общая символика. Выбрать ее можно через открытый конкурс, как это сделал Евразийский экономический союз:

- Тогда победила молодая девушка, которая предложила наиболее интересный символ. Он до сих пор существует. Почему бы и сейчас не объявить конкурс, если есть заинтересованность со стороны России и Беларуси. Технологически это сделать не так сложно.

Действительными членами СНГ являются Россия, Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Ассоциированные члены - Туркменистан и Украина, которая не подписала договор.

Источник: https://souzveche.ru/articles/community/56598/