Мир новостей. В Минпромторге не соглашаются с такими прогнозами, а многие эксперты уверены, что продавцы специально нагнетают обстановку, чтобы создать ажиотаж вокруг товаров, которые залежались на прилавках из-за карантинных мер.
Посидев в самоизоляции и поработав дистанционно (для многих и после снятия всех карантинных мер такая форма работы остается постоянной), россияне поняли, что им не нужно много тряпок. Рынок одежды с начала года остается одним из самых спокойных с точки зрения ценовой динамики.
Согласно данным Росстата, в феврале 2021 года средние цены на одежду в России выросли по сравнению с февралем прошлого года всего на 1,6%. В сегменте детской одежды средний рост цен составил 1,8%, что неудивительно. При общем снижении доходов потребители предпочитают экономить, и расходы на непродовольственные товары сокращаются в пользу расходов на продукты питания. Как говорится, без нового платья обойдешься, а без хлеба - вряд ли.
На днях стало известно, что существующая разница курсов валют, инфляция, возможное ослабление рубля, увеличение стоимости доставки продукции из Азии, подорожавшей в связи с неурожаем хлопка, и поднявшиеся в цене материалы из нефтепродуктов (например, из полиуретана производят экокожу, стельки и обувные подошвы) приведут к скачку ценников на одежду и обувь. По данным торговых компаний, им придется постепенно индексировать цены и к лету они подрастут чуть ли не на 30%.
Модницам придется особенно несладко: одежда известных fashion-брендов, у которых выше доля использования хлопка в изделиях, подорожает еще сильнее. При этом онлайн-магазины, которым не нужно тратиться на инфраструктуру, могут ограничиться 10-15%-ным ростом цен, а вот классические магазины, скорее всего, не станут скромничать и перепишут ценники существенно, чтобы покрыть выросшие издержки.
Вряд ли в ближайший год в кошельке россиян прибавится рублей, которые они могли бы потратить на новую одежду, так что полагать, будто в ближайшее время спрос на одежду и обувь вернется к допандемийным показателям, было бы глупо. Все это приведет к сжатию рынка - часть ретейлеров вынуждена будет его покинуть.
- Сейчас сложно сказать, как конкретно повысится стоимость продукции в магазине, - прокомментировал ситуацию с ценами на одежду президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, - но она совершенно точно не вырастет так, как выросла цена сырья. Из-за роста цен на нефть повышается стоимость части синтетических тканей. Такую же тенденцию производители отмечают и в случае с натуральными волокнами, к примеру с хлопком, однако прямой зависимости цены одежды от стоимости сырья нет, на нее влияют и другие факторы.
В Министерстве промышленности и торговли, комментируя возможное подорожание одежды и обуви, пояснили, что ретейлеры заинтересованы скорее снижать цены, чтобы не потерять клиентов и объемы продаж.
- У государства есть наработанные практики взаимодействия с бизнесом в сложных случаях, когда мы наблюдаем риски роста цен, - добавили в ведомстве. - По каждой группе товаров мы вместе с ФАС России и Минэкономразвития, которое теперь отвечает за мониторинг цен, смотрим, каковы объективные предпосылки к изменению стоимости продукции, чтобы не допустить необоснованного повышения.
Елена Хакимова