Известия. Лицам, имеющим непогашенную судимость за тяжкие преступления, могут запретить перевозить пассажиров в городском транспорте и такси. Как выяснили «Известия», такие поправки в законодательство готовит Министерство транспорта. Новые нормы поддерживают в большинстве фракций Госдумы, где ранее выступали с аналогичными предложениями. В экспертном сообществе относятся к законопроекту неоднозначно. С одной стороны, ограничения нужны, так как известны случаи повторных преступлений судимыми. С другой, в отрасли есть объективный дефицит кадров.
Безопасности ради
По информации «Известий», Минтранс готовит законопроект «Об особенностях допуска отдельных категорий лиц к осуществлению деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами» и о внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Документ предлагает ограничить лицам с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления возможность управлять городским транспортом и такси. В пресс-службе Минтранса информацию о разработке документа подтвердили, однако от более подробных комментариев воздержались.
Как сообщил источник «Известий», близкий к ведомству, законопроект планируют внести в правительство в мае, а в сентябре в Госдуму. Во фракциях нижней палаты заявили о готовности поддержать инициативу.
Во-первых, потому что направлена на обеспечение безопасности наших граждан, которые пользуются общественным транспортом. Во-вторых, она согласуется с действующим положением законодательства, которое регулирует оказание услуг надлежащего качества, — пояснил «Известиям» зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный,
Ранее он также предлагал ввести аналогичные нормы в отношении водителей такси. Депутат отметил, что лично для него важно, кто будет управлять транспортным средством. Если будет известно, что водитель осужден за особо тяжкое преступление, а, как правило, оно совершается против личности, общества, государства, то он его услугами не воспользуется и подождет другую машину.
— Если судимость не погашена, то гарантий, что этот человек встал на путь исправления и не совершит повторного преступления, нет. А у нас, например, известны рецидивы, которые связаны с изнасилованием, когда осужденные вновь совершают преступления подобного рода, оказавшись на свободе, — пояснил депутат.
Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов также считает, что законопроект можно поддержать.
— К сожалению, сейчас нередки случаи, когда наниматели даже не знают, кто к ним устраивается на работу. Неслучайно сегодня участились случаи нападения водителей на пассажиров, поэтому предлагаемые ограничения очень важны, — заявил «Известиям» парламентарий.
Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил, что в такси зачастую работают иностранные граждане, и как будет применяться новая норма в отношении них — непонятно. Также необходимо внимательно проанализировать тот перечень статей Уголовного кодекса, по которым осужденные граждане будут ограничены в правах.
— У нас есть такие ограничения для тех, кто занимается преподавательской детальностью, а также для тех, кто планирует участвовать в избирательных кампаниях. А что касается общественного транспорта, то здесь надо предусмотреть все риски, особенно если это касается таксистов, сколько преступлений сегодня происходит с их участием, — подчеркнул парламентарий.
Член комитета по охране здоровья, коммунист Алексей Куринный полагает, что запрещать всем осужденным работать в качестве водителя общественного транспорта, было бы неправильно.
— Все люди разные, с разными психологическими особенностями. Вдруг для них это будет единственный способ заработать на жизнь, а мы их этого лишим, — заявил он «Известиям».
Дефицит профессионалов
В экспертном сообществе относятся к законопроекту неоднозначно.
— На мой взгляд, это вопрос очень дискуссионный. При его обсуждении нельзя не учитывать тот фактор, что на пассажирском транспорте сегодня огромная нехватка кадров, а все крупные транспортные компании испытывают большие проблемы в связи с этим, — рассказал «Известиям» зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов. — То есть, с одной стороны, мы понимаем, что какие-то ограничения для судимых лиц должны быть, тем более связанные с безопасностью перевозок. Но, с другой стороны, в глубине души мы зачастую понимаем, что это не всегда плохой водитель, который готов будет повторно совершить преступление.
Он добавил: по этому поводу в профессиональной среде идет немало споров. Когда законопроект поступит в Госдуму и в комитет, он будет внимательно изучен с учетом всех аргументов, подчеркнул депутат.
Политолог Дмитрий Фетисов полагает, что законопроект имеет социальную значимость для общества и будет поддержан парламентом. По его мнению, главная цель инициативы — обеспечить безопасность пассажиров, чтобы транспортные предприятия, прежде всего таксопарки, через органы МВД проверяли тех, кто к ним устраивается на работу.
«Известия» направили запросы в основные агрегаторы такси.
Наталья Башлыкова