В марте в Омске прошел двухдневный VI Международный ИТ-форум. В его рамках состоялось заседание Совета по ИТ и ЦЭ ТПП РФ совместно с заседанием Комитета по региональной политике АПКИТ на тему «Доступность рынка отечественного ПО для его производителей: реестры, закупки, коммерческие потребители».
О давлении на ИТ-сферу
Исполнительный директор АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Николай КОМЛЕВ подчеркнул, что Минцифры сейчас на редкость восприимчиво к предложениям ИТ-индустрии по поводу мер господдержки. На взгляд столичного эксперта, бизнесу стоит воспользоваться моментом. Тем более что удачные примеры есть. Например, те же АПКИТ и совет ТПП пролоббировали перенос реализации закона о предустановке программного обеспечения на устройствах, которая должна была стартовать еще в июле 2020-го, на первое декабря. Поскольку правительством не были подготовлены списки программ, подлежащих предустановке, сроки еще раз перенеслись – на первое апреля 2021-го, а назначение штрафов за неисполнение закона – на лето 2021-го.
Вторая ситуация связана с введением с 1 января 2021-го нового порядка регистрации декларации (присвоении глобального идентификационного номера предмета товара), утвержденного приказом Минэкономразвития. Предпринимательские объединения посчитали указания кодов GTIN, GLN избыточной мерой, не отвечающей целям технического регулирования, затрудняющей деятельность предприятий:
– Оказалось, что народ вообще не знает об этих нововведениях, а те, кто привозит к нам товар и продает его, получили дополнительное обременение. Оно оказалась настолько велико, что под письмом правительству о приостановке этих мер подписалось около 16 объединений. Это первый случай на моей памяти такой ощутимой консолидации в ИТ-сфере.
Что касается развития реестра отечественного программного обеспечения (а после объявления льгот случился наплыв желающих туда войти), осенью прошлого года жалобы региональных компаний на невключение в список исчезли:
– Минцифры стало работать быстрее и технологичней. Если раньше было много субъективных оценок, то теперь экспертизу принято передавать в профильные организации. Сам реестр, безусловно, нуждается в развитии и развивать его лучше вместе. Нам нужно подсказывать, как менять этот механизм.
КОМЛЕВ озвучил некоторые из предложений совета ТПП и АПКИТ по развитию мер поддержки ИТ-отрасли:
– Уже предоставленные отрасли меры поддержки требуют мониторинга и разъяснения. Они нужны, в частности, по ситуации с сублицензиями. В идеале предлагается создать межведомственный штаб по оперативному выпуску официальных разъяснений. Минцифры разъясняет, но налоговая проверяет все это по своим документам. Пятого февраля совет провел заседание по проблемам уголовного давления на ИТ-бизнес. Наиболее проработанные предложения переданы в правительство. Среди инициатив: наделить присяжных правом рассматривать экономические дела; уточнить в законе меры пресечения для предпринимателей «запрет определенных действий» и «заключение под стражу»; освобождать от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба; ограничить изъятие офисного ИТ-оборудования при проверках.
Об интернет-компаниях
Председатель Совета Фонда развития цифровой экономики, сопредседатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Герман КЛИМЕНКО (на фото) отметил, как регулярно забывается, что есть «чистые интернет-компании»:
– О них мы и говорим, обсуждая цифровую трансформацию, гордясь Ozon, Яндексом, ища возможности повторить на территории Омска условный Clubhouse, капитализация которого сейчас около одного миллиона долларов. Льготы, которые мы применяем, к ним не имеют никакого отношения, не стимулируют развитие выхода на экспортный рынок, все льготы направлены на внутреннее потребление. Налоговая инспекция, вводя одни льготы, начинает разбираться с дроблением компаний, правом применять льготы. В итоге интернет-индустрии гораздо проще вообще не заморачиваться с этой историей, строить свою дочернюю компанию за рубежом, выводить туда свои активы и работать по зарубежным налоговым понятиям. Нужно пытаться найти компромисс. Если мы не позаботимся о Яндексе, то будем пользоваться Google. Сбер, создавая экосистему, зачищает территорию, и никто не защищает интернет-компании от него.
КЛИМЕНКО обратил внимание, что на рынок внешнего капитала выходят компании, не разрабатывающие умные технологические решения, а Ozon и Fix Price:
– Я рад за Ozon, который работал 10 лет в убыток, но перешел к капитализации в 10 млрд, рад за компанию Fix Price. Но это обычные торговые компании, основной задачей которых является развитие потребительского сектора, а тот будет развиваться и без помощи. Все-таки цель, которая стоит перед страной, – развивать ИТ-сектор, чтобы в первую очередь конвертировать в экспорт. Лоббизм софтового и «железного» сектора работает лучше, чем у интернет-компаний, не имеющих такого опыта. Если сегодня не позаботиться о нас, о сохранении компаний в нашей юрисдикции, Google будет заниматься внедрением у нас программных продуктов, управленческих решений, разбираться с рекламным рынком. Можно, конечно, пойти по пути введения налогов для Google, но можно пойти по пути помощи компаниям, которые имеют потенциал выйти на зарубежный рынок, привести на российский рынок как налоги, так и кадры.
КОМЛЕВ напомнил, что государство предлагало Яндексу выделить всех программистов в отдельную компанию, чтобы они могли воспользоваться льготами. Но тогда возникает опасность обвинений в дроблении бизнеса. КЛИМЕНКО добавил что есть сложности в отнесении компании к интернет-индустрии: является ли Яндекс.Такси интернет-компанией или Яндекс.Еда? На Западе, к слову, однозначно решили что eBay – это именно интернет-компания, а не магазин.
О реестрах
О развитии механизма господдержки отечественной ИТ-индустрии посредством модернизации работы реестра отечественного ПО рассказал Иван НОВОЖЕНОВ, заместитель директора Департамента развития отрасли ИТ, начальник отдела импортозамещения ИКТ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Он отметил небывалый всплеск интереса разработчиков к инструменту после того, как были введены для его участников льготы по НДС – только за последние три месяца список пополнился двумя тысячами программных продуктов, в том числе играми и соцсетями (до этого скорость была – одна тысяча программ в год). К маю чиновник прогнозирует наличие десяти тысяч программ в реестре. Постепенно вносятся изменения в формирование этого списка, тенденция – к упрощению включения в него. Так, теперь вход в реестр занимает примерно неделю вместо двух-трех месяцев, заявка рассматривается в течение 20 дней. Существенно уменьшилось количество отказов, так как экспертный совет теперь напрямую контактирует с разработчиками, а не просто изучает сопроводительную документацию. 50-60 заявок поступает в день, в неделю вводится около 150 продуктов, – похвастал НОВОЖЕНОВ.
Яна БРЫШ, коммерческий директор ООО «Промобит», рассказала, что программное обеспечение BITBLAZE в 2019 году было внесено в Единый реестр российского ПО без особых проблем, разве что процесс рассмотрения заявки растянулся на полгода. В 2020 году продукцию компании внесли в Единый реестр радиоэлектронной продукции:
Павлова Анастасия– Этот «квест» оказался для нас непростым несмотря на то, что мы с 2013 года занимаемся отечественными разработками. Мы начали оформлять документацию с 2017 года, лишь к 2020 году удалось внести продукцию в реестр. Оказалось, что специалистов с нужными компетенциями в ТПП Омской области, которые должны были выдать экспертизу на нашу систему хранения данных, чтобы в дальнейшем передать ее в ТПП РФ, просто нет. Странно, что инициатива создания реестра принадлежит Минпромторгу, а экспертизы должны делать в ТПП, тем более по таким сложным продуктам. На тот момент с подобной продукцией производителей в реестре просто не было, и в ТПП не понимали механизм внесения. Нужен консультирующий орган, помогающий собирать пакет документов малым предприятиям.
Источник: http://kvnews.ru/news-feed/ocherednye-nalogi-splotili-it-soobshchestvo